22.10.2003  Нижегородская область: производители минеральной воды не сдаются

   Стороны конфликта вокруг товарного знака минеральной воды "Саров" решили привлечь к разрешению спора правоохранительные органы. Компания "Минеральная вода и напитки" подала заявление в Управление внутренних дел г. Сарова на конкурента - "Божественные источники Сарова", а последняя обратилась в палату по патентным спорам.
   Минеральную воду саровских источников под маркой "Саров" разливают две местные компании: созданное в 1993 г. ЗАО "Божественные источники Сарова" (БИС) и ОАО "Минеральная вода и напитки" (МВ&Н), запустившее производство в 1998 г. По оценкам участников рынка, объем продаж обеих компаний в Нижнем Новгороде за летний сезон равен 1,2 - 1,3 млн л (розничная цена двухлитровой бутылки - около 17 руб.), что составляет 45 - 50% всего рынка минеральной воды.
   Разбирательства между компаниями начались в августе 2003 г. По жалобе МВ&Н Нижегородское территориальное управление МАП возбудило дело против БИС. Заявитель обвинял конкурента в том, что с июня 2003 г. БИС производит воду "Cаров" в пластиковых бутылках, этикетки которых до степени смешения схожи с этикетками МВ&Н (прежде БИС выпускала воду в стекле). В МВ&Н ссылались на то, что компания получила приоритетное право на регистрацию знака еще 15 ноября 2001 г. Экспертиза Нижегородского союза дизайнеров подтвердила схожесть этикеток до степени смешения. Разъяснение, полученное антимонопольными органами в Роспатенте, также подтвердило правоту МВ&Н.
   Представители БИС заявили, что используют на новой этикетке отдельные элементы товарного знака, которые были зарегистрированы с 1994 по 1996 г., например надпись "Свежесть родника на вашем столе", изображение церкви и монастыря. Эти элементы использовались на этикетке на стеклянной бутылке, которую компания выпускает с 1993 г. Руководитель торговой компании "Божественные источники Сарова" Александр Добрянский сказал, что заявку на регистрацию спорной этикетки БИС подала только в августе 2003 г.
   БИС не собирается сдаваться, и в конце сентября компания подала заявление в палату по патентным спорам при Роспатенте о признании недействительной регистрации товарного знака МВ&Н. МВ&Н в начале октября ответила конкуренту обращением в УВД г. Сарова. Как сообщил генеральный директор МВ&Н Геннадий Толкачев, УВД возбудило дело по ст. 180 ч. 1 Уголовного кодекса (незаконное использование товарного знака) и сейчас идет следствие. По мнению Толкачева, в ноябре дело будет передано в суд.
   В БИС отказались комментировать уголовное дело и его перспективу, ссылаясь на тайну следствия. Александр Добрянский сказал, что в справке, полученной антимонопольными органами из Роспатента, говорится о возможном сходстве этикетки, используемой БИС, с товарным знаком, используемым MB&H. "Это неоднозначный ответ", - отметил он. По словам Добрянского, свою позицию в палате по патентным спорам компания планирует строить на более раннем начале производства минеральной питьевой воды в стеклянной бутылке. Этикетка и элементы этикетки в отдельности были зарегистрированы БИС раньше, чем самые значимые из них были использованы на этикетке MB&H. "Это привело к тому, что неподготовленный потребитель до настоящего момента нашу воду в стеклянной бутылке и в ПЭТ-бутылке, произведенной MB&H, ассоциирует с одним производителем. А этот признак является одним из главных в определении сходства до степени смешения", - сказал Добрянский.
   Специалисты в области патентного права отмечают, что возросшая конкуренция на потребительском рынке приводит к тому, что с начала 2003 г. в борьбе за первенство в регистрации товарных знаков все чаще прибегают к помощи правоохранительных органов, которые реагируют более оперативно, чем МАП и арбитражный суд.