21.10.2003  Набережные Челны: экономике автограда выгодно строение технополиса, считают предприниматели

   На очередном брифинге администрации в Набережных Челнах заместитель главы города по экономике Гульназ Кадырова рассказала о ходе разработки стратегии социально-экономического развития автограда.
   Этим сейчас занимается созданная в апреле рабочая группа, в состав которой вошли представители местной исполнительной власти, крупных предприятий, банков, малого бизнеса, ученые. За минувшие полгода удалось на основании социологических опросов населения сделать первый срез общественного мнения по поводу возможных направлений движения города вперед. Был изучен опыт других индустриальных центров страны, решающих аналогичную задачу, а также современные методологии стратегического планирования. Обозначены этапы разработки программы стратегического развития города. Она будет носить среднесрочный характер и рассчитана до 2010 года.
   Первый ее этап выполнен: собрана и проанализирована информация о том, как формировался и исполнялся бюджет города за последние пять лет, каким был в него вклад каждого отдельно взятого предприятия, и самое главное - насколько он пропорционален затратам бюджета на обеспечение жизнедеятельности людей, там работающих. Данное соотношение, подчеркнула Г.Кадырова, основной показатель эффективности субъектов экономики автограда. Ибо цель разрабатываемой стратегии - это прежде всего рост доходов городской казны. Без этого вынашивать планы повышения качества здравоохранения, образования, более полного удовлетворения культурных потребностей челнинцев и их социальной защищенности - пустая трата времени.
   Большое внимание в рамках реализуемого проекта уделяется выдвинутой профессором КамПИ Борисом Кузнецовым идее создания на базе города технополиса. В пользу инновационного пути развития говорит структура экономики автограда, которая на 86 процентов состоит из промышленного производства. При этом, по мнению заместителя главы, не следует делать ставку только на КамАЗ. На случай непредвиденных колебаний экономической конъюнктуры помимо малого и среднего бизнеса, на долю которого уже сейчас в Челнах приходится 30 процентов налоговых поступлений (самый высокий показатель по республике), в городе должно быть еще 3-4 крупных предприятия. Каким отраслям отдать предпочтение, члены рабочей группы окончательно пока не решили. Однако то, что в городе должен возродиться когда-то мощный строительный комплекс, бесспорно.
   В декабре концепция стратегического развития автограда должна быть представлена на суд общественности. Вступив в клуб городов, обладающих собственными стратегиями развития, Набережные Челны приобретут прогрессивный имидж, повысят инвестиционную привлекательность. Правда, с этими благими намерениями плохо согласуются нынешние действия местных властей. Едва собрались владельцы наконец-то проданного при посредничестве республики знаменитого долгостроя - 24-этажной монолитной гостиницы привлечь для завершения ее строительства 10 млн. долларов, как тут же горсовет оспорил... законность совершенной сделки.
   Не удержались присутствовавшие на брифинге журналисты и от других "бестактных" вопросов. Например, реально ли нарисовать открывающиеся на горизонте перспективы, не имея на руках нового генплана города? В 2004 году, в который раз, средства на его разработку в бюджете не предусматриваются. Тем не менее Г.Кадырова призывала верить, что объявленная разработка стратегии развития города - не пиар-акция в год выборов. И приведет к практическому результату. В состав рабочей группы по подготовке концепции документа входят не только чиновники, но и предприниматели, что прибавляет оптимизма. Кроме республиканского фонда НИОКР, эту работу финансирует челнинский бизнес, который деньги на ветер бросать не любит.