20.10.2003 Алкогольная филателия Многие российские заводы по производству алкогольных напитков начиная с сентября работают с перебоями, а иногда даже останавливаются из-за нехватки недавно введенных в обращение федеральных акцизных марок нового образца. Представители налоговой службы (именно она выдает предприятиям марки) говорят, что марки просто не успели напечатать в достаточном количестве. Глава МНС Геннадий Букаев уже пообещал изменить механизм выдачи марок, чтобы избежать подобных проблем в будущем. В 2001 г. правительство распорядилось наклеивать на упаковку алкогольных напитков крепче 9 градусов две акцизные марки - федеральную и региональную. Весной нынешнего года власти решили ввести новые федеральные акцизные марки, с усиленной защитой от подделки. Согласно постановлению правительства "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" от 11 апреля 2003 г. новые марки должны были поступить в обращение с 1 июня, а с 1 сентября районным УМНС было предписано прекратить выдачу производителям спиртного марок старого образца. В месяц, по данным Госкомстата, в России продается около 24 млн дал водки, вин и других алкогольных напитков - это соответствует, как минимум, 480 млн акцизных марок. Печатают марки специально уполномоченные типографии, в том числе Гознак. Как сообщил учредитель водочной компании "Столичный трестъ" Игорь Поляков, ликероводочные заводы (ЛВЗ) Московской области уже второй месяц испытывают "катастрофический дефицит" акцизных марок. "С момента введения новых марок [наш] завод простаивал в общей сложности 14 дней", - вторит Полякову глава петербургской группы "Ладога" Вениамин Грабар. Наличие проблем с акцизными марками на условиях анонимности подтвердили "Ведомостям" сотрудники таких крупных предприятий, как московский ЛВЗ "Кристалл" и подмосковный "Топаз". Сама по себе идея смены акцизных марок не вызвала протеста у производителей, вынужденных конкурировать с нелегальными поставщиками водки. "Идея была хорошая, но процесс не смогли нормально организовать", - говорит Грабар. "Марки нового образца очень хорошие, с дополнительной защитой от подделки, - соглашается Игорь Поляков. - Однако неорганизованность работы госорганов все испортила". По его словам, с начала сентября водочное производство "Столичного треста" простаивало примерно 25% рабочего времени. Недополученную прибыль он оценивает примерно в 6 млн руб. По словам Грабара, в результате простоев "Ладога" не смогла удовлетворить заказы клиентов примерно на $400 000 (около 12 млн руб.). В управлении МНС по Московской области подтвердили, что в последнее время марок и вправду не хватало - а в особенности в начале сентября. "Однако сейчас принимаются меры, ситуация нормализуется. В частности, в область завозятся марки из других регионов, где нет дефицита", - говорит начальник пресс-службы УМНС по Московской области Ильшат Байчурин. По его словам, проблемы возникли из-за того, что Гознак не успел вовремя напечатать необходимое количество новых акцизных марок. В Петербурге причина дефицита аналогичная. "К нам возят акцизные марки с Пермской фабрики Гознака, - говорит Грабар из "Ладоги". - При том что в Петербурге у них тоже есть фабрика. Мы неоднократно писали письма об этом в Минфин, но ответа так и не получили". В самом Гознаке комментировать ситуацию отказались. Между тем дефицит федеральных марок нового образца уже привлек внимание руководства МНС. По данным информагентства РБК, в пятницу министерство обнародовало новую схему выдачи акцизных марок, которая вступит в действие с начала 2004 г. Предполагается, что все крупные алкогольные предприятия будут получать марки централизованно, через межрегиональную инспекцию N 3 МНС России. Межрегиональная инспекция будет получать марки с Гознака специальной фельдъегерской почтой. "Складывается абсурдная ситуация, когда выпуск объема акцизной продукции привязывается к возможностям печатания марок", - цитирует агентство главу МНС Геннадия Букаева. В похожую ситуацию алкогольная отрасль попала в середине 2001 г. , когда впервые была введена региональная специальная марка. Ее не успели напечатать в достаточном количестве, и заводы стали останавливаться. В итоге в июне 2001 г. производство виноградных вин в России упало на 53,1% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Выпуск коньяков снизился на 52,3%, игристых вин - на 52,8%, а водки - на 16%. |