13.10.2003  Треть российских магазинов торгует поддельными товарами

   Госторгинспекция подвела итоги первого полугодия. Результаты печальны: каждый третий российский магазин торгует поддельным или контрафактным товаром. Основная масса подделок, просроченных и недоброкачественных продуктов по-прежнему продается на рынках и в мелкой рознице. Конкуренцию им все чаще составляют интернет-магазины и телешопы.
   Факты продажи фальсифицированных товаров установлены на 18 тысячах предприятий торговли из 60 тыс. проверенных Госторгинспекцией. Негодных товаров забраковано более чем на 130 млн. рублей. Кто же поставляет фальшивки магазинам? "Основная масса фальсифицированных товаров поступает на рынок от несуществующих оптовиков, - заявила Надежда Назина, руководитель Госторгинспекции РФ. - Проследить движение партий некачественных товаров, изъять их из оборота и наказать виновных практически невозможно - товары поступают в розницу небольшими партиями, а уголовная ответственность предусмотрена лишь в случаях оборота крупных партий фальсифицированного товара".
   Примерно 70% фальсифицированных и контрафактных товаров инспекторы выявили в мелкорозничной торговой сети. Но и сетевые магазины предлагают покупателям заведомо некачественный товар. "Из московских сетей, пожалуй, только "Седьмой континент" и "Перекресток" следят за качеством продуктов, к ним претензий с нашей стороны нет, - говорит Владимир Никитин, руководитель Мосторгинспекции. - "Пятерочке" же в этом отношении есть над чем поработать, так же как и "Рамстору".
   В группе фальсифицированных продовольственных товаров лидируют рыбные консервы. Башкирские торгинспекторы, например, обнаружили 2597 банок фальсифицированных рыбных консервов "Сайра натуральная с добавлением масла", изготовленных ОАО "Дальморепродукт" (Владивосток) и ООО РПК "Брайда" (Южно-Сахалинск). Вместо сайры в банках были куски сухой и кислой рыбы, похожей на селедку. Риск купить в магазине поддельную икру тоже достаточно велик. В Самаре, например, инспекторы забраковали лососевую икру в банках, выработанную ООО "Сахрыба". Икра была пересолена, горчила и кишела стафилококком и кишечной палочкой.
   Если инспекторы проверяют качество консервов в лабораториях, потребителям приходится испытывать продукты на себе. И мало кому приходит в голову нести обратно в магазин начатую горькую икру и отведанную селедку, прикинувшуюся лососем, не говоря уже о колбасе не первой свежести. И напрасно.
   "В соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей" товар ненадлежащего качества, даже если упаковка вскрыта и продукт отведан, вы имеете право заменить на такой же, но качественный, или на другой с перерасчетом покупной цены или потребовать расторжения договора купли-продажи и возвращения денег, - разъясняет адвокат Кирилл Добродеев. - А если вы успели отравиться некачественным продуктом или отравить гостей, в соответствии со статьями 14 и 15 того же закона имеете право требовать возмещения вреда здоровью и морального ущерба как с магазина, продавшего некачественный товар, так и с производителя. Для этого надо предъявить претензию администрации магазина. В случае отказа или отсутствия ответа надо обратиться в суд с иском о защите своих прав потребителя и возмещении вреда".
   "Мы всегда принимаем продукты даже хорошего качества, если покупатели их возвращают, - говорит Нелли Третьякова, директор одного из московских продовольственных магазинов. - Пусть лучше человек вернет товар нам, чем нажалуется контролирующим организациям, представители которых и так у нас постоянно пасутся".
   Не на каждого продавца, торгующего фальшивыми и некачественными товарами, легко найти управу. Это отлично известно покупателям интернет-магазинов и телешопов. В Госторгинспекции тоже об этом знают, но пока поделать ничего не могут. "Отсутствие правил интернет-торговли лишает нас возможности контролировать качество товаров, продающихся через Интернет, - сетует Владимир Никитин. - Если покупатель жалуется, что ему всучили некачественный товар, мы пытаемся найти продавца, но это не всегда удается. Дело в том, что чаще всего заказанный через Интернет или в телемагазине товар привозят на дом вечером, когда покупатель потерял бдительность. Договор купли-продажи обычно не составляется, чек не пробивается, сведений о продавце курьер не дает, а покупатель и не спрашивает. Если товар куплен в телемагазине, продавец указывает только номер абонентского ящика. Почтовики же сведений об абонентах не разглашают".
   В похожей ситуации оказываются и те, кто покупает товар у уличных продавцов. Сейчас на подступах к ВВЦ продают женские колготки, три пары за 100 рублей. Для проверки купили три пары разных размеров. При ближайшем рассмотрении все колготки оказались одинакового неходового размера (1) и с заводским браком. Надо ли говорить, что через неделю вместо колготок на том же месте продавал по три футболки за ту же сотню совсем другой продавец.
   В Самаре поддельных колготок не меньше, чем в Москве. "При проверке оптово-розничного рынка "Караван" инспекторы забраковали и сняли с продажи чулочно-носочные изделия на общую сумму 16.7 тысячи рублей, - рассказывает Татьяна Степанова, руководитель отдела контроля правил торговли, цен и услуг Госторгинспекции. - В частности, колготки с грубыми дефектами - пробитыми и спущенными петлями, не соответствующими указанным на упаковке размерами и содержанием эластана. Упаковка была отпечатана на цветном ксероксе, а вкладыш сделан из картона низкого качества".
   "Если в магазине, торгующем колготками, бельем и другими товарами, которые "не подлежат возврату и обмену" (о чем обычно продавцы предупреждают крупными буквами), вам продали некачественный товар, вы имеете право требовать его замены или возврата денег в соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей", - говорит Кирилл Добродеев. - А табличка с перечнем товаров, не подлежащих обмену, касается исключительно товаров надлежащего качества, которые не подошли вам по размеру, цвету или фасону".