13.10.2003 Санкт-Петербург: концентрация на рынке сыра среди мелких производителей Последние полтора-два года на продовольственном рынке Петербурга происходят серьезные изменения. И связано это прежде всего с бурным ростом крупных розничных сетей. Процесс перетока покупателей от рынков, небольших магазинов, даже от универсамов в сторону сетей набрал такие обороты, что потребовал серьезной перестройки работы производителей и оптовых фирм. Концентрация торговли объективно требует и концентрации оптового звена. В отдельных случаях это даже приводит к монополизации отраслевых рынков. Понятно, что в разных отраслях исходная ситуация разная. В молочной отрасли, где погоду определяют крупные производители, такие как "Петмол", "Пискаревский" или "Вимм-Билль-Данн", ситуация относительно стабильна. Здесь рыночная мощь розничных сетей уравновешивается мощью производителей. Но там, где до недавнего времени явные лидеры отсутствовали, а тон задавали мелкие производители, начинается концентрация. Так, например, происходит на городском рынке сыра. Формирование рынка сыра в Петербурге началось в 1991-1992 годах практически с нуля. В силу ряда причин петербургские молокозаводы не производили твердых сыров (таких, например, как "Российский" или "Голландский"). Не производили их и в Ленобласти. Связано это было прежде всего с тем, что в советское время город, являясь крупным потребителем молока, забирал практически всю продукцию соседних совхозов для производства цельномолочной продукции. Организовывать здесь изготовление сыра просто не имело смысла. Тем более что рентабельность производства молока, творога и т.п. продукции выше рентабельности производства сыра. После исчезновения госпоставок завоз сыров в город стал носить случайный характер. Но потребность в этом товаре, хотя и упала, тем не менее сохранилась. Восполнять этот пробел взялся частный бизнес - уже к середине 1990-х число фирм, торгующих сырами, перевалило за 50. Крупные игроки с большими финансовыми ресурсами в этот бизнес не шли. В результате места хватало всем, на рынке господствовала вольница. Летом, в период массового завоза сыров из Белоруссии, Украины и регионов России, цены сильно падали, а зимой резко взлетали вверх. Перепад достигал 60%. Ситуация начала меняться после кризиса 1998 года. С одной стороны, резко ужесточились условия поставок по импорту. С другой - падение покупательной способности населения резко обострило уровень конкуренции на значительно сузившемся рынке. Наиболее слабые игроки были с него выдавлены. Однако, хотя количество торговцев и сократилось, явные лидеры не были определены. Спусковым механизмом в структурировании рынка сыров стало развитие сетевой розницы. Уже после появления сетей "Пятерочка" и "Копейка" картина рынка стала меняться. Обладая несравнимой с большинством оптовых торговцев рыночной силой, торговые сети заставили тех играть по своим правилам. А сетевая торговля предъявляет очень жесткие требования к поставщикам: это и широкий ассортимент, и бесперебойность поставок, и длительная отсрочка платежа, а иногда и развозка товара по городу. Соответствовать всем требованиям нового ритейла небольшим фирмам с ограниченными ресурсами оказалось не под силу. В результате среди оптовых торговцев сыром сформировалась группа лидеров, которые, скорее всего, и будут в ближайшее время определять ситуацию на этом рынке. Сегодня на городском рынке сыра тон задают четыре компании: "Невские сыры", "Торговый дом Егоров", "Борис и Павел" и "Оптово-розничное предприятие ОРП-31". Вплотную к лидерам стоят фирмы "Арго" и "Дорожник". Эти компании делят между собой основную долю поставок импортных сыров. Поставки сыра из-за границы делают бизнес оптовиков более устойчивым, чем если бы они занимались исключительно торговлей российской продукцией. Крепнущий рубль делает продукцию зарубежных производителей более привлекательной, а соответственно, более востребованной рынком. Кроме того, учитывая стабильность поставок, сезонный разброс цен на импортные сыры не так велик, как по российской продукции. Собственно, именно доля импорта характеризует значимость компании на рынке. Основная борьба между лидерами развернулась, с одной стороны, за право обслуживать торговые сети, а с другой - за наиболее выгодные контракты на поставки по импорту. При этом каждый из оптовиков выбрал свою стратегию. Так, "Невские сыры" сделали решительный шаг в сторону производства. В начале 2003 года фирма приобрела крупный сыродельный завод в Псковской области (специализация - производство сыра "Российский" и плавленых сыров типа колбасного). Такой шаг позволяет стабилизировать поставки сыров отечественного ассортимента в зимне-весенний период. В отличие от "Невских сыров", фирма "ОРП-31" делает ставку на развитие собственной розничной торговли. Компания имеет разветвленную сеть магазинов, которые и обеспечивают ей основной сбыт. "Славянские сыры" сделали упор на связи с Украиной - достаточно высокое качество, стабильность поставок и приемлемые цены украинских сыров поддерживают эту фирму в борьбе за рынок. А что же остальные участники, не вошедшие в число призеров? Судьба их незавидна. Не имея возможности конкурировать с лидерами, небольшие фирмы оттеснены в сторону менее интересных сегментов рынка и вынуждены переориентироваться на мелкие магазины, рынки и частников. Здесь по-прежнему случается летняя затоварка, когда цены падают ниже закупочных и велика доля "серой" составляющей. В любом случае общая ситуация играет в пользу крупных игроков - сегодня покупатель выбирает супер- и гипермаркеты. А вслед за покупателем туда уходят деньги, товар и прибыль. |