13.10.2003  Ассоциации, объединяющие стоматологов и производителей стоматологической продукции, должны работать только сообща

   Ассоциация "Стоматологическая индустрия", объединяющая 45 компаний, была создана по инициативе крупных российских производителей и продавцов стоматологической продукции всего три года назад, но ее уже признали как в России, так и за рубежом. Основная цель ассоциации - поддержка отечественных производителей.
   Сегодня главная задача российской стоматологии - это налаживание в нашей стране производства продукции, способной конкурировать с мировыми аналогами. При этом ни для кого не секрет, что основным препятствием на пути развития производства и бизнеса в России является несовершенство законодательства. Различные министерства и ведомства издают приказы и распоряжения, часто противоречащие друг другу. И ассоциация ведет большую и изнурительную работу, направленную на устранение этих разночтений.
   Какие же важнейшие задачи решает ассоциация "Стоматологическая индустрия"? Прежде всего это борьба за унификацию требований, предъявляемых Правительством России, Государственным таможенным комитетом, Министерством экономического развития и торговли, а также Министерством здравоохранения РФ к участникам экономической деятельности. Осуществляется интенсивная переписка с различными органами государственной власти. В частности, ведется активная работа по вопросу разграничения фармацевтического производства и продажи изделий медицинского назначения. Ведь сейчас в России сложилась абсурдная ситуация, когда к производству, хранению и использованию стоматологических материалов предъявляются такие же требования, как в случае с фармацевтическими товарами, а это ведет к дополнительному бремени, ложащемуся на плечи производителей и продавцов стоматологической продукции. Ассоциация пытается отстоять права и интересы всех российских компаний, занимающихся производством стоматологической продукции и ее торговлей, которые вследствие бюрократизации исполнительных органов власти остались без лицензии на право продажи изделий медицинского назначения и постоянно подвергаются штрафам со стороны проверяющих органов.
   Кроме того, ассоциация "Стоматологическая индустрия" осуществляет активные контакты с Министерством промышленности, науки и технологий РФ по вопросам сокращения сроков рассмотрения предложений предприятий при регистрации изделий медицинского назначения и отмены сроков действия регистрационных изделий на них, создания благоприятных условий для международной сертификации медицинских изделий отечественного производства, возможности долевого финансирования из федерального бюджета испытаний новых медицинских изделий. Речь также идет об изменении порядка финансирования инновационных проектов, предусматривающего целевое коммерческое кредитование разработчиков медицинских изделий с возможностью беспроцентного списания кредита в случае обеспечения их серийного выпуска в количестве и в сроки, определенные договором.
   Это далеко не полный перечень предложений, направленных на появление на российском рынке высококачественных стоматологических изделий, снижение розничных цен на них, создание условий для зарубежных инвестиций, борьбу с произволом чиновников. Многие замечания, высказанные специалистами на коллегии Минпромнауки России под председательством И.Клебанова, были приняты к сведению и учтены.
   Несомненное достижение ассоциации "Стоматологическая индустрия" - вступление в Европейскую ассоциацию стоматологической индустрии (FIDE). Самый главный плюс от вступления в FIDE состоит в том, что этот шаг способствует скорейшему выходу отечественной продукции на мировой рынок. Это вовсе не означает, что FIDE будет активно продвигать наши товары, однако эта организация способна помочь с их международной регистрацией и сертификацией. FIDE также оказывает помощь в обеспечении участия наших производителей в международных выставках. Наглядный пример тому - прошедшая в этом году в Кельне выставка, на которой был представлен единый стенд, демонстрирующий российскую продукцию. Организаторы выставки во многих вопросах пошли навстречу пожеланиям ассоциации, что в совокупности с высоким качеством продемонстрированных товаров обеспечило хорошую отдачу от участия.
   Несмотря на эти очевидные достижения, нет страданий "головокружением от успехов". В настоящее время по каждому из указанных направлений продолжается активная работа. Поэтому критика ассоциации, прозвучавшая на съезде Стоматологической ассоциации России (СТАР) в сентябре этого года со стороны главного стоматолога Минздрава России, президента СТАР В.Леонтьева, представляется совершенно несправедливой.
   Нельзя не отметить, что еще на первом заседании ассоциации В.Леонтьев был принят в ее руководящий состав, тогда же в ассоциацию "Стоматологическая индустрия" вошла и фирма В.Леонтьева - АО "Стоматология". Но это было единственное заседание, где присутствовал Валерий Константинович. За все годы существования ассоциации АО "Стоматология" не сочло необходимым изыскать средства для вступления в ассоциацию, оказавшись единственной фирмой, не внесшей вступительных взносов. Между тем ассоциация имеет прозрачный бюджет, состоящий только из взносов своих членов, и неуплата взносов даже одной фирмой отражается на нормальном функционировании организации. Более того, руководитель СТАР задумался о создании в своей структуре секции, объединяющей производителей и продавцов стоматологической продукции, подобно ассоциации "Стоматологическая индустрия", хотя ранее таких мыслей у него даже не возникало. Эта идея появилась в руководстве СТАР именно тогда, когда наша ассоциация стала набирать вес и авторитет как в России, так и за рубежом.
   В своем докладе на съезде СТАР В.Леонтьев отметил, что бюрократия растет, и это мешает работе. Это действительно так, и ассоциация взяла на себя нелегкий труд бороться с таким положением вещей. Но В.Леонтьев как президент СТАР и главный стоматолог Минздрава России ни разу не поинтересовался задачами, которые решает ассоциация. Он не счел нужным помочь в продвижении документов, столь важных для ассоциации, в организации встреч с людьми, способными решить проблемы, стоящие перед отечественными производителями. Даже в случаях, когда члены ассоциации направляли письма в госструктуры, приглашая их представителей к обсуждению проблем за "круглым столом", президент СТАР постоянно отказывался от участия в подобных мероприятиях, ссылаясь на недостаток времени. Поэтому совершенно непонятно, как он может вообще оценивать нашу работу, а тем более критиковать ее.
   Представляется интересным, как В. Леонтьев относится к совмещению двух самых значимых в стоматологии должностей - главного стоматолога Минздрава России и президента СТАР. Зачем ему нужно это совмещение - для активной работы, решения важных для стоматологии задач или для собственного имиджа и престижа? Жизнь показывает, что для блага отечественной стоматологии эти посты должны занимать разные люди, чтобы в случае чрезмерной занятости одного в решение назревших проблем мог бы включиться другой.
   Неужели за два срока своего пребывания в должности президента СТАР Валерий Константинович не мог подготовить себе замену, как это требовали устав и международная практика деятельности медицинских ассоциаций? Тем более что действующие вице-президенты СТАР, имеющие большой стаж руководящей работы и представляющие разные регионы страны, - это специалисты, прекрасно справляющиеся со своими задачами и достойные должности президента.
   На съезде был поднят еще один вопрос: является ли СТАР учредителем выставок, проходящих в Москве? И это отнюдь не праздное любопытство. На очередном заседании FIDE, прошедшем в Женеве в 2002 г., речь шла о том, что в связи с дороговизной площадей мелкие компании, выпускающие всего 1-2 наименования продукции, не могут позволить себе арендовать стенды. Программа, предложенная FIDE по решению этого вопроса, начала реализовываться во многих странах. Ассоциации было поручено осуществлять эту программу в России, чтобы мелкий производитель мог попасть в большую стоматологию на льготных условиях. Это дало бы возможность поколебать монополизм крупных западных производителей, снизить цены на многие изделия. Если СТАР является учредителем выставок, то, может, она даст согласие на участие в них мелких производителей из российских регионов на льготных условиях? Ведь поддержка малого предпринимательства - это одна из важнейших задач, стоящих перед российским бизнесом.
   С сожалением можно констатировать, что руководство СТАР не приемлет никаких альтернативных ей структур любой направленности.