13.10.2003 Москва: "советские" столовые станут ресторанами Этой осенью корпорация «Ростик Групп» – рекордсмен по количеству ресторанов в Москве (64 заведения) – сообщила о скором начале работы своих заведений в помещениях трех столовых МГИМО. Ранее «Ростик Групп» открыла ряд ресторанов в офисных зданиях. Причина – в Москве все труднее найти свободное помещение для открытия новых точек. Эксперты говорят, что открытие кафе и ресторанов в офисных зданиях все больше начинает интересовать операторов рынка. По прогнозам, пик спроса на аренду помещений в таких зданиях будет наблюдаться через 3–4 года, когда Москва «насытится» торговыми центрами, за счет которых рестораны и кафе наращивают сети сегодня. Правда, к этому моменту открыть кафе, например, в здании НИИ, клиентами которого станут сотрудники фирм-арендаторов, будет довольно сложно. Ряд игроков ресторанного рынка уже занял места в этом перспективном сегменте. Идея рестораторов открывать свои заведения в офисных зданиях не нова. Для самих компаний это неплохой выход в условиях дефицита помещений: строить новое заведение дорого и часто негде. А в офисных зданиях или тех же вузах помещения можно просто арендовать. При этом рынок столичных офисных зданий достаточно емок. В столице большое количество НИИ, различных учреждений, где работают столовые, которые, безусловно, свою функцию выполняют, но из-за «советского» обслуживания (низкого качества блюд, элементарной антисанитарии) сотрудники компаний, арендующих помещения в таких зданиях, предпочитают либо ходить в близлежащие кафе, либо заказывать обеды в офис. Именно поэтому возможность получить качественные обеды по приемлемым ценам, не выходя на улицу, бесспорно, привлечет таких сотрудников. «Открытие кафе и ресторанов в офисных зданиях может быть очень интересно участникам рынка. Если в здании работают порядка 2500 человек, то даже при небольшой цене – 70 руб. за обед – это будет прибыльно», – сообщила Елена Перепелица, генеральныйдиректор консалтинговой компании «РестКон». Правда, руководитель ресторанных проектов консалтинговой компании BBPG Мария Тимирбаева не совсем согласна с этим утверждением. «Организация пунктов питания в офисах может быть интересна ресторанным компаниям в том случае, если заказчик (фирма-арендатор) будет готов дотировать питание своих сотрудников (например, оплачивать 50% стоимости обедов) или если в бизнес-центре работает достаточное число высокооплачиваемых специалистов», – сказала Мария Тимирбаева. Тем не менее и она отмечает, что все больше участников ресторанного рынка идут в эту нишу: бизнес в ней низкорентабельный, но очень стабильный. Например, компания «Росинтер Ресторантс» (корпорация «Ростик Групп») уже несколько лет назад начала развивать направление офисных столовых-кафе. На сегодня она работает в трех центральных офисах «Би Лайн», банке «Стройкредит» и др. По словам Марии Тимирбаевой, другой показательный пример – это компания «КорпусГрупп», которая вначале была только владельцем ресторанов выездного обслуживания «Фигаро» и «ЛаньЧ», а теперь занимается также строительством и управлением корпоративных кафе и столовых. «Кейтеринговые операторы, занимающиеся доставкой еды куда-либо, все больше начинают осваивать бизнес-центры, как, например, компания «Джекс», которая от доставки обедов в офисы перешла к строительству предприятий питания в бизнес-центрах», – отмечает Мария Тимирбаева. По ее словам, многие компании, владеющие ресторанами или кафе, занимаются организацией питания в офисных зданиях, но не афишируют этого. «Для них это очень маленький бизнес, который, к тому же, в отличие от ресторанного, в рекламе не нуждается», – говорит г-жа Тимирбаева. Правда, интерес рестораторов к офисным зданиям пока не стал массовым из-за специфичности этого сегмента. «При невысоких ценах открывать кафе в офисных зданиях нерентабельно. В нашей ценовой нише мы работаем с прибылью за счет большого объема. Но в пункте питания в офисном здании, где пик посещений приходится только на 2–3 обеденных часа, большого объема не достичь», – сообщил Виталий Коновалов, директор сети стационарных кафе «Крошка-Картошка» (проект ООО «Русагрохолдинг»). Кроме того, далеко не все владельцы кафе и ресторанов, которые столкнутся с проблемой поиска помещений для открытия новых точек, пойдут в офисные здания. «Условия работы там достаточно специфичные, и, чтобы предприятие общественного питания было успешным, эту специфику нужно знать», – говорит Елена Перепелица из «РестКона». Например, офисное кафе предусматривает, что необходимо привлекать большое количество персонала всего на несколько часов работы в день. А кому-то и вовсе будет необходимо перестроить свою концепцию – той же «Крошке-Картошке» придется вводить несколько видов «первого», «второго» и «третьего». Правда, пока ниша в основном свободна, и у рестораторов еще есть возможность выбирать, не сильно корректируя свое меню и ценовую политику. По прогнозам экспертов, спрос на «обслуживание» офисных зданий среди рестораторов вырастет через несколько лет, когда в Москве останется действительно мало помещений, подходящих для организации в них кафе и ресторанов. «Если говорить о помещениях для кафе и ресторанов в московских зданиях, то здесь действительно наблюдается дефицит. Но что касается новых, недавно построенных торговых центров, то там площадей для размещения точек питания достаточно. Сегодня можно даже говорить о том, что предложений от арендодателей в новых торговых центрах достаточно много и мы можем выбирать», – отмечает Виталий Коновалов, директор сети стационарных кафе «Крошка-Картошка». Правда, по его словам, Москва уже начала перенасыщаться торговыми центрами. «Возможно, через несколько лет «Крошка-Картошка» также столкнется с необходимостью искать новые помещения, используя нетрадиционные подходы. Что же касается стратегии «Росинтера», то нужно еще посмотреть, насколько рентабельными окажутся его проекты по организации офисного питания», – говорит Виталий Коновалов. |