10.10.2003 Санкт-Петербург: торговая сеть «Патэрсон» активно открывает свои супермаркеты, скупая бывшие советские универсамы Московская розничная сеть «Патэрсон» 17 октября этого года откроет свой третий магазин в Санкт-Петербурге. Как сообщили в компании, до конца года «Патэрсон» планирует открыть еще два новых супермаркета в Питере. В следующем году «Патэрсон» намерен потратить на расширение своей сети в Центральном регионе и на Юге России 35 млн долл. В том числе компания планирует в следующем году открыть в Санкт-Петербурге еще 10 магазинов. По мнению аналитиков, в настоящее время ни одна из столичных розничных сетей такими темпами не открывает свои магазины в Северной Пальмире. Стремление «Патэрсона» захватить пока еще свободный от московских сетевиков питерский рынок позволит ему существенно усилить там свои позиции. В то же время, считают маркетологи, питерцы могут разочаровать стратегов «Патэрсона», потому что предпочитают делать покупки не в супермаркетах, а в дискаунтерах. Интересно, что компания «Патэрсон» стала первой из столичных розничных сетей, которая открыла в июле 2002 г. свой супермаркет в Петербурге. После него на этот рынок пришел «Перекресток». «Глобальное расширение сети», которое анонсируется в стратегии развития «Патэрсона», позволит компании в 2003 г. достичь оборота в 130 млн долл., а в 2006 г. перешагнуть рубеж годового оборота в 500 млн долл. До конца этого года «Патэрсон» откроет еще два супермаркета в Петербурге: 20 ноября – на Сенной площади и 29 ноября – на проспекте Славы. По словам представителя компании, торговая площадь одного универсама составляет примерно 1400 кв. м. В магазине будет представлено 20 тысяч наименований продовольственных и сопутствующих товаров. На оборудование одного супермаркета управляющая «Патэрсоном» компания «Омега» потратила 800 тыс. долл. По словам генерального директора компании «Патэрсон» Юрия Яковчика, «торговая сеть сотрудничает со всеми крупными оптовыми поставщиками Санкт-Петербурга, среди которых «Петмол» и «Кока-Кола»». По мнению аналитиков, нашествие супермаркетов на Санкт-Петербург – совершенно новая тенденция. «Изначально Петербург считается городом дискаунтеров, где, например, меньше товарных позиций, чем в супермаркете, цены ниже и меньше представлено торговых марок», – говорит аналитик РБК Валентин Крохин. Например, такие местные магазины-дискаунтеры, как «Пятерочка» и «Дикси», занимают в городе очень сильные позиции. Как пояснила сотрудник отдела домашних хозяйств исследовательской компании GFK Елена Первушина, ««Пятерочка» – несомненный лидер на питерском рынке: в январе – июне 2003 г. 70% семей Санкт-Петербурга по одному разу посетили этот дискаунтер. В Москве этот показатель у нее составляет 30%». После «Пятерочки» популярностью у питерцев пользуется «Копейка», которую с начала года по разу посетили 18% семей и местный дискаунтер «Дикси» – 7%. Известные московские сети супермаркетов в Петербурге широко не представлены. В первую очередь это было связано с низкой платежеспособностью населения Петербурга. Однако уже сейчас клиенты дискаунтеров постепенно «перетекают» в супермаркеты. По мнению аналитиков, даже такой несомненный лидер этого рынка, как «Пятерочка», начинает позиционировать себя как экономичный супермаркет. Такое замещение связано с ростом уровня жизни в Петербурге. Средняя сумма на чеке у разбогатевших петербуржцев уже приближается к московской и составляет почти 9 долларов. «Патэрсон» также рассчитывает привлечь покупателей, которые уже не хотят отовариваться в дискаунтерах и готовы перейти в супермаркеты. Супермаркеты смогут «отвоевать» свою, более платежеспособную, «аудиторию» у дискаунтеров. А также «взять» часть покупателей у неорганизованной торговли (киоски, рынки, уличная торговля). При этом, в отличие от Москвы, в городе на Неве достаточно свободных площадей для строительства супермаркетов. «Патэрсон» вовремя сориентировался и начал развивать свою сеть на свободном по сравнению с московским розничном рынке Петербурга. «Патэрсон» уже сейчас смог «отхватить» там удобные торговые точки в центре города», – сказал один из участников рынка. «Если «Патэрсон» и в дальнейшем будет продолжать так энергично входить на питерский рынок, то из игрока второго эшелона в Москве он станет игроком первого эшелона в Петербурге», – отметил аналитик РБК Валентин Крохин. |