09.10.2003  Бизнес-школы узаконят отношения с государством

   Для бизнес-школ наступает ответственный момент. Скоро они смогут лицензировать свои программы МВА в соответствии с требованиями Министерства образования. А пока в школах обсуждают государственные требования, которые послужат основой для лицензирования, и сходятся в мысли, что получение лицензии - чисто имиджевый ход.
   В 1999 г. стартовал эксперимент Министерства образования по освоению программ МВА в России. Эксперимент рассчитан на четыре года, в нем участвует 33 бизнес-школы, в том числе шесть петербургских. Одна из его задач - определить правила лицензирования программ МВА. До весны следующего года будет выработан порядок и критерии лицензирования программ МВА. Эти документы готовит рабочая группа экспертного совета при Министерстве образования. В совет входят ректоры известных бизнес-школ, чиновники министерства, а также представители компаний "ЮКОС" и "Аэрофлот". Для получения лицензии по программе МВА школы должны будут представить сведения об имеющихся площадях, обеспеченности литературой, компьютерных классах, преподавательском составе. Экспертный совет будет анализировать содержание программ, а потом передавать свое заключение Управлению лицензирования.
   По промежуточным результатам эксперимента Министерство образования определило требования к этим программам. Они утверждены приказом министра образования 25 августа 2003 г. и регламентируют минимум содержания учебных программ для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования" и уровень преподавания.
   Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 1,5 года; обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы, - не менее двух лет, говорится в документе. Например, одна из самых известных европейских школ - INSEAD, в которой можно приобрести степень МВА за восемь месяцев, не смогла бы получить лицензию в России. Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса, с иронией отмечает "академический подход" гостребований, которые предписывают обязательно включать в МВА "научные основы бизнеса и менеджмента", например курс "Основы экономической теории (макро- и микроэкономика) ". В то же время, по мнению Федорова, в содержательной части недостает ряда предметов. От русских МВА пока не требуют знания международных права и финансов, стратегического маркетинга и стратегических финансов.
   А инициатор эксперимента - ректор московской Академии народного хозяйства и президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко говорит, что в новых требованиях более четко расписана часть программы, которая касается выработки навыков. Антон Клейменов, главный специалист управления дополнительного профессионального образования Министерства образования, подчеркивает, что регламентирование учебного процесса снижено до минимума. Евенко обращает особое внимание на то, что в новых требованиях ограничены аппетиты крупных школ по числу слушателей: в учебную группу может входить не больше 30 человек. Объединение групп в лекционные потоки не может охватывать более 30% учебного времени, и не менее 25% занятий должны проходить в малых группах численностью до 15 человек. Преподавательский состав должен состоять из штатных преподавателей не меньше чем на 75%. Не менее 60% преподавателей должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет.
   В бизнес-школах полагают, что требования находятся в русле мировых тенденций, и даже рады их появлению. "Наконец-то наступит общее понимание того, что есть МВА, - говорит директор бизнес-школы "ЛЭТИ-Лованиум" Александр Янчевский. - То, что прописано в гостребованиях, - это минимум. Это как чистить зубы и мыть шею. Мы можем и должны делать больше". Дмитрий Павлов, директор по маркетингу ИМИСП, утверждает, что "прояснение отношений с государством было необходимо".
   Следующим шагом в развитии этих отношений должно стать государственное лицензирование, которое планируется ввести весной 2004 г.
   Директор Международной высшей школы управления Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Василий Окороков не предвидит проблем в получении лицензии на программы МВА. По его словам, школа "перевыполняет план" в том, что касается гостребований: "помещения есть, библиотека прекрасная, "остепененность" преподавателей свыше 90% ". Окороков считает, что образовательное заведение должно стремиться к получению лицензии - в частности, для того, чтобы расширить круг своих образовательных услуг. По его словам, любая программа МВА - показатель высокого уровня образовательного заведения.
   Павлов надеется, что ИМИСП получит лицензию автоматически, как школа, участвовавшая в эксперименте. "Лицензия - это лишнее подтверждение, что нас признает государство, что мы влияем на рынок, что мы формируем рынок, говорит он. "Не хочется девальвировать МВА, чтобы он стал просто еще одной специальностью высшего образования", - объясняет Евенко появление регламентирующих процедур. Он обещает, что совет не будет проводить запретительной политики. Впрочем, едва ли это возможно, ведь лицензирование - дело добровольное, хотя и влияет на имидж учебного заведения. По словам Павлова, лицензия - дополнительная аргументация в разговоре с клиентом. Алексей Чуркин, директор рекрутингового агентства Personnel Service/Служба персонала, считает, что государственная аккредитация ничего не дает самой школе, но может дать какое-то чувство надежности ее клиентам. "Лицензия - не самое главное, просто информация для размышления", - говорит он.
   Директора бизнес-школ не думают, что наличие государственной лицензии как-то отразится на цене обучения. По выражению одного из них, цены растут и без этого, уже сейчас находится немало желающих заплатить $13 000 - 15 000 за хорошую программу.
   Между тем в американском бизнес-образовании также происходят значительные изменения стандартов. По новым американским требованиям число штатных преподавателей может быть сильно сокращено; учебный план раскладывается на так называемые learning purposes, т. е. становится более индивидуальным, ориентированным на каждого конкретного слушателя с его проблемами. Кроме того, Аmerican Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB International) приняла решение распространять программы МВА по всему миру и в ближайшие пять лет выдать свою аккредитацию двум сотням школ на разных континентах. Теперь аккредитация AASCB будет считаться уже не американской, а международной. Вероятно, к американскому стандарту потянутся все бизнес-школы мира, в том числе и российские. Тем более что новые российские требования в целом не противоречат американским. Впрочем, процесс займет немало времени. Как говорит ректор московской Академии народного хозяйства и президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко, "мы будем двигаться к этому, но плавно".