01.10.2003 Россия интересуется достижениями итальянских промышленных округов Образована двусторонняя итало-российская группа по промышленным округам. Итальянские промышленные округа, выходя на незнакомый, далекий и несколько пугающий российский рынок, готовы воспроизводить на месте свою систему, вместе действовать в России по уже отлаженной в Италии схеме, без разрыва имеющейся производственной цепи. Это, считает итальянская сторона, - единственный для небольших предприятий способ работать, инвестировать в России: каждый по отдельности не сможет. Без этого Италия останется простым экспортером готовой продукции, но не инвестором. Однако чистой торговли в нынешнее время слишком мало. Российская сторона принимает такую логику и готова взаимодействовать по этой схеме с итальянским малым бизнесом. Уже есть первые контакты, причем наиболее активной с итальянской стороны оказалась опять же область Марке. Иными словами, препятствий для воспроизводства итальянцами своей системы промышленных округов в России нет. Но в России проявляется интерес и к опыту итальянцев по развитию собственного малого бизнеса, находящегося на российской территории в далеко не блестящем состоянии. "Россия хотела бы применить эту модель для своих малых и средних предприятий, Италия хочет экспортировать собственную модель для работы за границей, - обобщил положение дел один из высокопоставленных чиновников МИД Италии. - Эти две задачи решаются одновременно и параллельно". В принципе уже имеющийся опыт позволяет интернационализировать систему производства по схеме промышленного округа, обеспечивать разделение труда на международном уровне. Так, часть итальянской обуви уже производится в некоторых обувных округах по такой схеме: кожа поступает из Боснии и Герцеговины, изготовление подошв налажено в Румынии, а конечный продукт делают несравненные итальянские мастера. Такого рода разделение труда в итальянском малом бизнесе интересует и Россию, причем в еще большей степени. Квалификация российской рабочей силы позволяет налаживать на месте выпуск гораздо более сложных изделий, а сам российский рынок настолько емок, что представляет огромный интерес и для сбыта готовой продукции. Последний вопрос, который возникает при анализе этой системы: нет ли в Италии опасений выращивать себе за границей конкурентов? Опыт показал, что нет. Во-первых, через Всемирную торговую организацию все больше внимания уделяется защите торговых марок, и эта работа оказывается все более эффективной. Во-вторых, итальянские мастера все равно идут на шаг впереди любых учеников - никому еще не удавалось достичь такого же качества. |