01.10.2003 Cети наносят рынкам ответный удар Всего неделю назад маркетинговое агентство GfK Rus обнародовало исследование, из которого выяснилось, что торговые сети электроники по темпам развития существенно отстают от открытых ярмарок. Оказалось, что в силу многих причин, в том числе из-за низких цен, потребитель предпочитает покупать домашнюю технику на рынках. Однако в скором времени позиции рынков могут серьезно пошатнуться. Крупнейшие сетевые компании – «Эльдорадо», «М.Видео», «Мир» и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) – поддержали инициативу Государственного таможенного комитета (ГТК) отказаться от ввоза в страну техники по заниженной стоимости. После вступления в силу приказа № 430, упростившего процедуру прохождения легальных товаров через границу, «серый» импорт стал невыгодным. «По новым правилам, производитель предоставляет таможенной службе список своих официальных дилеров и цены, по которым он продал им свой товар, – говорит президент РАТЭК Александр Пляцевой. – Тех же поставщиков, которые не занесены в список компаний-производителей, сотрудники ГТК будут досматривать жестче. Проволочки на границе никому не нужны, поэтому проще перейти на “белую”, легальную схему поставки товаров». Еще в конце лета – начале осени трейлеры с техникой простаивали на границе по нескольку недель. При этом досмотр их производили не только работники ГТК, но и различные околотаможенные службы. В итоге было легче заплатить всем проверяющим и ехать дальше, нежели ждать окончания всех процедур. В среднем за груженую фуру контролеры просили по $5 тыс. После этого компаниям пришлось согласиться с требованиями приказа №430. В РАТЭК считают, что ужесточение мер по отношению к «серым» импортерам приведет к фактическому кризису электронных ярмарок. «Большинство бытовой электроники поступает на рынки по “серым” каналам. Естественно, что после серьезных многократных проверок на таможне рыночным торговцам придется повышать цены на продукцию, чтобы хоть как-то возместить неустойки. При этом вся привлекательность рынков для потребителей исчезнет», – пояснил Александр Пляцевой. У сетевиков, выступивших за цивилизованные отношения с властями, таких проблем возникнуть не должно. Если они сначала и упустят в прибыли, то с лихвой возместят потери за счет возвращения покупателей с рынков. Опасения некоторых экспертов относительно повышения цен на технику после полной легализации они опровергают. «Наша компания работает только по “белой” схеме. Как видите, цены остаются на прежнем уровне, повышать их просто невыгодно. Мы стараемся не отставать от конкурентов. У большинства других компаний такое же положение, поэтому я не думаю, что ситуация в отношении стоимости товаров как-нибудь изменится», – сообщил директор общественных связей компании «Мир» Андрей Зуев. К консолидации сетевиков пока не подключились только «Техносила» и «Партия». |