26.09.2003  У рынка продажи товаров по каталогам большое будущее

   Европейцы давно привыкли делать покупки по почте, заранее выбрав товар по каталогу. В России каталогам пока не очень доверяют и покупать вещи предпочитают в магазинах, где их можно примерить, пощупать, попробовать "на зуб". Между тем игроки российского рынка продажи товаров по почте убеждены, что у их бизнеса большое будущее. Правда, пока таможня удерживает по сути заградительные пошлины на ввоз потребительских товаров из-за рубежа, успешно развиваться может разве что торговля по каталогам российских товаров.
   На Западе продажа товаров по каталогам обеспечивает порядка четверти всего розничного товарооборота и дает 10-15% дополнительного дохода торговым компаниям. В России она тоже развивается, но масштабы этого рынка несопоставимы с Европой и Америкой. Если обороты зарубежных лидеров почтовой доставки - к примеру, французской La Redoute - исчисляются миллиардами долларов, то у нас весь рынок заказа товаров по почте (mail order) составляет, по оценке Национальной ассоциации директ-маркетинга, всего $330 млн, или 0,2% от общего объема розничных продаж. Причина не только в низкой платежеспособности россиян. Просто пошлины и таможенные сборы, которыми облагаются импортные товары, практически сводят на нет одно из основных преимуществ покупок по каталогам - возможность приобрести товар по более низкой цене, чем в магазине.
   Чтобы стать клиентом посылторговой компании, для начала нужно приобрести каталог. Проще всего это сделать в центре заказов самой посылторговой компании или на Международном почтамте: два года назад российская почта, обеспокоенная низкой рентабельностью собственных операций, открыла здесь первый в стране посылторговый центр. Его посетители могут ознакомиться более чем с полусотней европейских каталогов (Otto, Schwab, Quelle, Alba Moda, Heine, 3 Suisses, La Redoute, Biltema и т. д.), сделать заказ, оплатить его, а впоследствии - забрать и сам товар.
   Впрочем, некоторые посылторговые фирмы - например, немецкая Otto - могут выслать свой каталог желающим и на домашний адрес, причем пересылка оплачивается самой фирмой. Заплатить нужно лишь за сам каталог - как правило, цены колеблются на уровне 150-200 руб. Если же вы решите что-нибудь заказать, эту сумму потом вычтут из стоимости заказа. Всех, кто заказал хотя бы мелочь, посылторговые фирмы вносят в собственные базы данных - и в дальнейшем каталоги им высылают уже бесплатно.
   "Бумажные" каталоги сегодня с успехом может заменить Интернет. Крупнейшие международные посылторговые фирмы нередко размещают предложения прямо на своих сайтах - здесь же, не отходя от компьютера, можно сделать и заказ.
   Впрочем, у разных компаний разные правила распространения каталогов. К примеру, салон "Все для всех", распространяющий Baur, Heine, Otto, Alba Moda, Milano и другие немецкие каталоги, высылает их бесплатно лишь клиентам, сделавшим в прошлый раз заказ не менее чем на 100 евро. А те, кто хотел бы заказывать по почте косметику или парфюмерию от Yves Rocher, сначала должны найти в периодике специальный бланк для первого заказа (они публикуются во многих женских журналах), заполнить его и отослать в российское представительство компании. Впоследствии купоны-заявки начинают вкладывать в посылки или присылать по почте. Аналогичным образом Yves Rocher рассылает каталоги; сделав хотя бы один заказ, в дальнейшем вы станете получать каталоги бесплатно, а вот новичку, который не заказывал еще ничего, они недоступны.
   Оформить заказ можно в центре заказов посылторговой фирмы или на том же Международном почтамте. Кроме того, многие компании (например, Quelle) принимают заказы по факсу, телефону, электронной почте. Правда, последние способы заказа в большинстве случаев доступны лишь жителям столицы.
   Оплата заказа тоже может осуществляться по-разному. Зарубежные посылторговые компании чаще всего настаивают на предоплате: Otto, например, требует заранее оплатить 100% стоимости любого заказа, а 3 Suisses - не менее 30% плюс сервисный сбор. Хотя если вы делаете заказ менее чем на 70 евро, размер предоплаты возрастает до 100%.
   Российские посылторговые фирмы, по словам председателя совета директоров Гильдии предпринимателей торговли по почте Константина Чернякова, чаще работают по системе наложенного платежа, когда клиент оплачивает товар в момент его получения на почте. Такой же способ оплаты предлагает своим покупателям и российское отделение Yves Rocher.
   Впрочем, для посылторговых компаний наложенный платеж может обернуться большими неприятностями. Прохождение платежей по почте - серьезная проблема.Случается, что заказчик оплачивает товар, а до фирмы эти деньги доходят, скажем, через месяц. Получается, посылторговые компании фактически кредитуют почту. На этом многие из них понесли серьезные убытки во время кризиса 1998 г. Неслучайно Otto, Quelle, La Redoute и другие крупные зарубежные посылторговые компании обязывают своих клиентов оплачивать заказы в банках, а не на почте. Решить проблему почтовики обещают, организовав систему электронного перевода платежей: новая система, обещают во ФГУП "Почта России", будет гарантированно доставлять деньги адресату в течение 72 часов. Правда, пока электронная система почтовых переводов действует всего в 500 почтовых отделениях из 42 000.
   Как правило, заказанный товар фирма обещает прислать через три-четыре недели с момента оформления заказа. Однако на практике срок ожидания нередко растягивается до месяца-двух. Многое здесь зависит от того, имеется ли товар в наличии на складе посылторговой фирмы. Могут объясняться задержки и медленной работой почты, с которой торговцы по каталогам заключают договоры о доставке товара клиенту. Сотрудники российского отделения Yves Rocher даже не скрывают, что контролировать скорость пересылки товаров по почте они не в состоянии, и заранее предлагают своим покупательницам набраться терпения. С учетом этого некоторые фирмы - например, Otto - предоставляют своим клиентам возможность следить за ходом исполнения заказов в Интернете: для этого в специальном "окошке" сайта достаточно указать основные параметры своего заказа, напечатанные на бланке: номер заказа, код клиента и т. д.
   Если по какой-то причине товар вас не устраивает - пиджак не того размера, производственный брак обнаружился или, скажем, фирма ошиблась и прислала вообще не то, что вы заказывали, - его можно вернуть, получив деньги обратно. В среднем к посылторговым фирмам возвращается порядка 10% заказов, хотя многое зависит от того, что именно заказывал клиент. Риск "не угадать" с одеждой или обувью, само собой, намного выше, чем при покупке книг или CD.