26.09.2003 Холодное лето нанесло урон производителям пива и мороженого Традиционный пик продаж таких «летних» продуктов, как пиво и мороженое, в этом году оказался не таким «высоким», как обычно: производителей «подвела» холодная погода, установившаяся в центральной и северо-западной частях России. И хотя формально лето еще не закончилось и итоги августовских продаж не подведены, аналитики полагают, что успешно завершить летний сезон смогут лишь производители, имеющие широкую сбытовую сеть в регионах. Больше всего, по мнению экспертов, от плохой погоды пострадают мелкие и средние компании: не получив за лето той прибыли, на которую они рассчитывали, они могут столкнуться с нехваткой свободных средств для развития продаж в следующем сезоне. На днях «тревожный» сигнал на рынке пива поступил от компании «Красный Восток», которая объявила о приостановлении производства на своих заводах в Казани и Новосибирске. Сами пивовары объясняют эти действия намерением дать отдых своим сотрудникам, однако эксперты полагают, что это свидетельствует о кризисе перепроизводства в пивной отрасли, одна из причин которого – холодное лето этого года. Сами производители пива признают, что ситуация в столице и Питере складывалась этим летом не лучшим образом, однако они уверены, что крупным компаниям, имеющим широкую сбытовую сеть, удастся компенсировать убытки от продаж в «холодных» регионах за счет увеличения объемов сбыта в более «теплых». Правда, эксперты придерживаются совсем другого мнения: по их словам, впервые за последние годы наметилось снижение роста объема производства и «замораживание» продаж на рынке пива. В первом квартале этого года наметилась тенденция к снижению объема производства пива; во втором квартале ситуация немного выровнялась и производство выросло. Однако в целом за полгода картина совсем не такая радужная, как это было в прошлом году: производство выросло всего на 2%. Снизился и рост потребления на душу населения. Если в прошлые года он рос на 7-8% в год, то, судя по сложившейся тенденции, в этом году он вырастет максимум на 4%, а может и вовсе остаться на прежнем уровне. Похожая ситуация складывается и на рынке мороженого – из-за прохладного лета в Центральном и Северо-Западном регионах пострадали производители, ориентированные на продажи в Москве и Питере. Гораздо «уютнее» чувствовали себя те компании, чей основной объем продаж приходится на Уральский и Сибирский регионы, где температура в этом году была даже выше средней отметки. Частично потери от нежаркого лета компенсировал «раздувающийся» рекламный бюджет производителей мороженого. По мнению экспертов, это одна из причин, по которой рынок все же продолжал расти. Так, по данным Союза мороженщиков, в целом по России производство мороженого в первом полугодии выросло на 4,6% (до 194 730 тонн) по отношению к аналогичному периоду. В тройку основных рекламодателей на рынке мороженого входят питерская компания «Талосто» (6 330 выходов рекламных роликов против 680 в прошлом году), Nestle, которая после массированной рекламной атаки уменьшила количество показов до 3 588, и концерн Unilever, вернувшийся в этом году на российский рынок мороженого и перенявший у Nestle ее активную рекламную политику (1 723 выхода). Повышенная активность этих трех компаний «работает» на разогревание всего рынка мороженого в целом, заметно «подостывшего» из-за холодного лета. |