19.09.2003 Мурманская область: принята стратегия развития туризма в регионе Кольский полуостров - уникальная по своим природным данным территория, аналогов которой, по крайней мере в России, нет. Пожалуй, только здесь остались еще нетронутые, "нехоженые" уголки, где воочию можно любоваться красотами Крайнего Севера. И туристы, россйские и иностранные, готовы дорого заплатить за возможность посетить этот край. Но вот готовы ли их достойно принять? На этот вопрос попыталась ответить заместитель председателя областного комитета по физкультуре, спорту и туризму Марина Ковтун, выступившая на недавнем заседании комиссии по реализации стратегии экономического развития региона на период до 2015 года с докладом о перспективах развития туризма в регионе. Пока, по мнению Марины Ковтун, Мурманская область, к сожалению, имеет имидж "нетуристского" региона. И его возможности известны от силы 20-25 тысячам самодеятельных туристов, приезжающих ежегодно. Да и те не приносят практически никакого дохода, кроме беспокойства и хлопот по поиску затерявшихся туристических групп. Ну и еще полутора тысячам иностранцев, приезжающих на спортивную рыбалку, да 10 тысячам заграничных гостей, посещающим область с различными целями. Между тем опыт соседних скандинавских стран, успешно использующих интерес к северной природе, заставляет взглянуть на туристический бизнес как на самый перспективный для развития малого предпринимательства. Но развивать этот бизнес нереально без государственной поддержки - прежде всего в части информационно-рекламного продвижения возможностей области в других регионах страны и за рубежом. И для начала надо иметь развитую инфраструктуру. Сами турфирмы не в состоянии решить вопрос строительства в Мурманске пассажирского причала, способного принимать крупные лайнеры. А принимать недавно такое судно с английскими туристами в торговом порту, среди гор угля, было, конечно же, вынужденной мерой. Из-за отсутствия подобного причала под угрозой срыва ожидаемый в следующем году заход в Мурманск двух крупных пассажирских лайнеров. Это прямые потери, в том числе и для бюджета города и области. Необходимо создание единого регионального туристического комплекса, приносящего доход и создающего в области новые рабочие места. Предполагаемая туристская рента за аренду земли под лагеря или домики для любителей рыбалки должна принести прибыль в бюджет региона и того района, где они расположены. Стратегия развития туризма в области базируется на ряде необходимых положений. Прежде всего, в каждом местном и региональном органах власти должны быть созданы некие центры для координации туристской деятельности. Необходимо также содействие в продвижении регионального туристского продукта на международный и всероссийский рынок. То есть грамотно поставленная реклама. Важный момент - создание так называемой информационной среды. Представитель любой турфирмы из любой страны должен постоянно иметь возможность получить нужную ему информацию о заинтересовавших его объектах на территории области, наличии мест в гостиницах, предоставляемом транспорте и многом другом. Областной комитет по туризму уже открыл региональный Интернет-портал на двух языках. Необходимо также кадровое обеспечение туристской отрасли. И не туроператорами-самоучками, занятыми продажей путевок, а настоящими специалистами, способными ответить на любые вопросы и "фирменно" подать все преимущества отдыха на Крайнем Севере. Слаба и нормативно-правовая база на всех уровнях. В стране есть только один закон о туризме, да и тот весьма слабый. Нужны региональные законы. Не обойтись и без привлечения инвестиций в туристскую отрасль, реальной помощи регионального бюджета. Нужно понимание, что туризм вернет выделенные средства сторицей, поднимется и престиж области. Кроме того, то, что нужно туристам, так же, если не больше, нужно и самому нашему региону, и его жителям. Это состояние дорог, аэропортов, гостиничного сектора, памятников архитектуры и истории, отвечающее современным требованиям сервисное обслуживание и многое другое. Так что туризм - не простое развлечение, а серьезный источник для пополнения доходов региона в ближайшей перспективе. Предложенная Мариной Ковтун стратегия развития туризма в Мурманской области была на заседании комиссии принята за основу для предстоящей работы. |