19.09.2003 Средний класс перестал покупать шубы Рынок недорогих шуб из натурального меха постепенно исчезает: средний класс предпочитает дубленки, обеспеченные люди – модели из дорогого меха, сшитые по последней моде. Шубы из натурального меха становятся элитным товаром, считают участники рынка. Маркетологи отмечают постепенное «схлопывание» рынка шуб средней и низшей ценовой категории. Рынок дорогих шуб, напротив, переживает период расцвета, связанный с микрореволюцией в сознании обеспеченных потребителей, переставших воспринимать одежду из натурального меха как зимнее пальто, приобретаемое один раз в десять лет. По мнению участников этого эксклюзивного рынка, сегодняшние покупатели относятся к шубе как к модному элементу гардероба, требующему обновления каждый сезон. Это отношение поддерживается предложениями мировых дизайнеров, использующих натуральный мех почти во всех своих коллекциях. Долгие советские годы шуба воспринималась как теплая зимняя одежда, которая должна служить годами. Шуба советского времени должна была быть добротной, то есть толстой и тяжелой. Пределом мечтаний была каракулевая шуба на толстой подкладке. Естественно, такое пальто в гардеробе средней советской женщины было одно. Изголодавшиеся по мехам, наши женщины, как только закончилось время тотального дефицита, бросились покупать шубы. Это было золотое время для продавцов меховых изделий: покупали все, включая знаменитые рыжие собачьи шубы. Торговцы мехами утверждают, что пик массового спроса пришелся на 1997 г. Тогда многим удалось хорошо заработать, продавая меховые шубки и шапки. Потом случился кризис, принесший падение покупательной способности. Спрос на шубы естественным образом упал. Однако покупательная способность населения через несколько лет восстановилась, а спрос на шубы нет. «Один мой знакомый, сделавший большие деньги на торговле шубами до кризиса, недавно вынужден был закрыть свой магазин из-за отсутствия спроса, - говорит заместитель генерального директора маркетингового агентства «Маркет» Татьяна Матюшина. – Средний класс перестал покупать шубы, переключившись на дубленки. Сейчас на рынке шуб происходит постепенное вымывание среднего и низкого ценового сегмента. Самым ярким показателем этого процесса является уменьшение количества точек на рынках. Если пройтись по любому рынку, можно заметить, что шубами торгуют все меньше и меньше, их места занимают точки, торгующие дубленками». Причин исчезновения недорогих шуб стоимостью до 1000 долл., по мнению Татьяны Матюшиной, несколько. Во-первых, изменилось сознание массового потребителя. «Наши люди все больше европеизируются и начинают перенимать западные модели поведения, - считает г-жа Матюшина. – А там среди среднего класса не принято ходить в шубах из натурального меха. Это считается дурным тоном, особенно среди деловых людей. Недорогие шубы уже и у нас начинают воспринимать как одежду для домохозяек. В самом низком ценовом сегменте происходит обыкновенное замещение шуб на дубленки. Причина этого лежит на поверхности. На ту сумму, на которую можно купить хорошую модную дубленку, приличную шубу купить невозможно. Это будет в лучшем случае шуба из меха козы, но чаще всего обыкновенная кроличья. Такие шубы уже никто носить не хочет - вкус у россиянок стал гораздо лучше». Кроме того, в снижении спроса на натуральные шубы отчасти виновата и докризисная меховая лихорадка: люди уже накупили себе шуб на несколько лет вперед, теперь они им просто не нужны. Правда, все это относится к дешевым и недорогим шубам. В секторе дорогих меховых изделий ситуация прямо противоположна - они переживают небывалый расцвет. «Если обратить внимание на коллекции западных модельеров, можно заметить, что они все больше и больше используют мех в своей работе», - сказала заместитель генерального директора компании Furland Оксана Краснокутская. По словам г-жи Краснокутской, обеспеченные россиянки хорошо разбираются в моде, и их вкусы совпадают с европейскими. Самым любимым мехом остается норка, но не традиционная коричневая или голубая, доставшаяся в наследство от советских времен, а самых разных цветов, да еще и обработанная особым образом: крашеная, тонированная, щипаная или двусторонняя. Наиболее качественной сейчас считается канадская, американская и скандинавская норка. Качественной российской норки на рынке практически не осталось: зверохозяйства либо прекратили свое существование, либо серьезно нарушают технологию выращивания животных, что отражается на качестве шкурок. Однако один вид меха у России остался - именно наш соболь считается самым качественным в мире. Но шубы из этого меха дороги, позволить их себе могут единицы. Большинство даже обеспеченных покупателей выбирают норку. Но и норковой шубе сейчас недостаточно быть просто шубой. Она должна еще быть и модной. «Наши покупательницы стали требовательны не только к качеству, но и к дизайну шуб, - говорит Оксана Краснокутская. – Приходится постоянно обновлять предложение. Люди сейчас по-другому относятся к шубам, они меняют их каждый сезон». Причем меняется не только мода на тот или иной дизайн, но и на сам мех. «Два года назад, например, были популярны шубы из теленка, - говорит г-жа Краснокутская. – Сейчас к такому меху более спокойное отношение. Зато входит в моду мех морских животных: серки, хохлача и капсели». Несмотря на ориентированность этого рынка на некую эксклюзивность моделей, она все-таки не заходит далеко. «Мы стараемся не шить музейных авторских вещей, - говорит Оксана Краснокутская. – Среди наших клиентов много артистов и артисток, но даже они не хотят, чтобы вещи напоминали сценический костюм». По общему мнению экспертов, отношение к качеству шуб у российских женщин серьезно поменялось. Произошло что-то вроде микрореволюции. Сегодня качественная шуба – это легкое, практически невесомое изделие, соответствующее моде. По всей видимости, это является еще одной причиной «схлопывания» рынка недорогих меховых пальто стоимостью до 1000 долл. Средний россиянин просто не может себе позволить покупать каждый сезон норковую шубу, пошитую и выделанную в соответствии с последними тенденциями. |