16.09.2003 Москва: обсуждались проблемы развития сетевой торговли электробытовой техникой Сегодня прошло очередное заседание Пресс-клуба Ассоциации торговых компаний и производителей бытовой техники и электроники. Основной темой обсуждения стал вопрос о том, что же мешает компаниям развиваться. Как сказала Елена Мулова, директор РАТЭК по общественным связям, динамика развития сетевой торговли в сегменте электробытовой и компьютерной техники сегодня весьма значительна. Об этом говорят объемы продаж. По мнению специалистов ряда компаний, за первый квартал текущего года они уже превосходят показатели этого периода прошлого года. Заметна активность сетей, прежде всего крупных, по продвижению в регионы, также весьма динамично развиваются розничные сети в Москве. Несомненным Присутствие на рынке наших отечественных производителей за последний год стало еще более активным и заметным. Наталья Моржова, руководитель отдела исследований розничной торговли компании Gfk, привела следующее неожиданные для многих данные: объем продаж крупной бытовой техники в Москве за первое полугодие 2003 г. по сравнению с тем же периодом 2002 г. вырос на 87%, в торговых сетях Москвы прирост составил 67%, а вот объем продаж независимыми магазинами за последние годы падает. Так называемые "открытые" рынки (Люблино, Горбушка, Можайский, Савеловский и т.д.) показали небывалый рост объема продаж - 157%! Таким образом они по объемам продаж рынки значительно обгоняют сети. Стоит отметить, что с 2001 года доля "открытых" рынков значительно увеличилась и составила 57,3% в первом полугодии 2003 г. Причины, по которым покупатели предпочитают покупать на рынке, общеизвестны: на рынке пордукты гораздо дешевле, продавцы более осведомленные и более приветливые, хороший сервис и т.д. Причины, по которым покупатели приходят в торговые сети: близко от дома, нужен совет, красиво, стильно, не обманут, можно приобрести новые модели. По мнению участников Пресс-клуба, рынки – самый большой конкурент сетям, т.к. на рынках в основном работают частные предприниматели, которым легче управлять своим персоналом, сервисом, в то время как среди сетей существует жесткая конкуренция. Как отметил Денис Людковский, коммерческий директор сети «Связной» компании «Максус», существующие административные барьеры также мешают развитию сетей. По его словам, рост и развитие сети идет за счет размещения торговых точек не только на рынках, но и в спальных районах, и, в первую очередь, в регионах. На вопрос корреспондента ИА "Альянс Медиа" о том, создаются ли франчайзинговые схемы в регионах и насколько охотно малые предприятия сотрудничают с сетями, Д.Людковский ответил, что "у нас нет франчайзинговой схемы, поэтому чаще всего мы не выкупаем у них торговые площади, а берем в аренду". Мария Белан, пресс-секретарь компании "М.видео", сказала, что у них также нет франчайзинговых схем, т.к. "торговая площадь наших магазинов должна быть около 2000 кв.м, а такого контрагента в регионах пока нет. Франчайзинговые схемы мы рассматривали в 2000 г., но пока никакого результата данной работы нет". Подводя итоги дискуссии, можно отметить, что основными пробемами развития сетевой торговли в сфере электробытовой техники, являются: - конкуренция "открытых" рынков и сетей; - проблема подготовки кадров для продажи товаров; - административные барьеры, которые позволяют развиваться "серому" рынку; - проблема корректной конкуренции и соблюдение деловой этики; - проблема аренды коммерческой недвижимости; - консерватизм населения. |