16.09.2003 У отечественной спортивной индустрии появилась концепция развития, но пока спортсмены выбирают импорт Российский рынок спортивных товаров переживает период бурного роста. Граждане приобретают самый разнообразный инвентарь, но почти всегда отдают предпочтение импортным товарам. Даже подделки под Nike или Adidas идут лучше, чем отечественные тренировочные костюмы. Российская спортивная промышленность пока находится лишь в стадии становления. Госкомспорт, разработавший концепцию ее развития, предлагает предоставлять производителям льготы по налогу на имущество и на землевладение. Но и на таких условиях они смогут продавать продукцию только бюджетным организациям. В Москве сейчас работает около десятка розничных сетей, торгующих спортивными товарами. Оборот каждой из них, по экспертным оценкам, составляет $10-15 млн в год. Помимо этого, существуют также отдельные спортивные магазины и представительства ведущих зарубежных фирм. Московский рынок считается очень перспективным. По словам старшего менеджера компании "Олимп" Светланы Косаревой, спрос только за последний год вырос почти на 30%. "Если раньше в продажах присутствовала некоторая сезонность - например, зимой покупали лыжи и коньки, а летом мячи и принадлежности для плавания, - то теперь продажи хорошо идут круглый год, - поясняет она. - Продаются и спортивная одежда, и тренажеры, и инвентарь. При этом спрос растет в основном на качественные и дорогие товары". Московский рынок существует уже около 10 лет, и его можно считать вполне сформировавшимся. В регионах процесс начался позже, но сейчас идет полным ходом. Например, в Калининграде инвентарь и товары спортивной атрибутики за последние четыре года из категории сопутствующих товаров переквалифицировались в самостоятельную группу со своей сетью специализированных магазинов: сегодня в 450-тысячном городе их уже более 35. По словам заведующей одним из спортивных магазинов города Марины Устюжевой, постоянным спросом пользуются различные тренажеры и "железо", а в сезон повышается спрос на пляжный инвентарь: мячи, сетки, ракетки, серфинги и водные мотоциклы. "Вообще народ стал заботиться о своем здоровье. Среди покупателей достаточно часто встречается не только молодежь, но и вполне солидные люди, которые хоть и с опозданием, но поняли, что здоровый дух может находиться только в здоровом теле", - говорит Устюжева. Настоящий бум спортиндустрии наблюдается в последнее время и в Карелии. По словам начальника отдела физического воспитания населения Госкомспорта Карелии Василия Филина, еще 5 лет назад купить в республике спортивную экипировку и инвентарь было большой проблемой - продажей спорттоваров занимались 2-3 магазина, да и ассортимент оставлял желать лучшего. Сейчас магазины спорттоваров есть во всех городах Карелии, появились крупные оптовики, способные выполнять заказы по федеральным и республиканским программам развития физической культуры и спорта. Объемы продаж спорттоваров в Карелии, по экспертным данным, оцениваются в 3-5 млн руб. в год. В Волгограде 4 года назад было всего три крупных специализированных спортивных магазина, а сейчас их уже больше 20. Этот бизнес в последнее время считается в городе достаточно рентабельным и перспективным. В настоящее время наряду с открытием маленьких и крупных магазинов, а также специализированных отделов идет создание крупных сетей. Все они работают напрямую с производителями и торгуют по рекомендованным им ценам. Если в Карелии и Волгограде покупатели становятся все более разборчивыми, покупают профессиональное оборудование и экипировку от известных мировых производителей и отдают предпочтение марке Adidas, то, например, во Владимире ассортимент фирменных магазинов Adidas, Baon, Finn Flare весьма ограничен. Приобрести дорогостоящие спортивные товары в городе могут единицы, поэтому привозить их сюда просто не имеет смысла. Большинство владимирцев делают покупки на рынках, где кроссовки стоят 500-800 руб., а спортивный костюм - 600-1200 руб. Самым большим спросом здесь пользуется спортивная одежда китайского производства с эмблемами известных мировых производителей. Для россиян с низкой платежеспособностью альтернативой китайским подделкам могла бы стать недорогая, но качественная отечественная продукция. Как считает заместитель председателя Госкомспорта России Дмитрий Зеленин, сейчас главное - добиться ее выпуска. "Спортивные сооружения должны быть доступны для населения, а инвентарь - отвечать требованиям безопасности", - объясняет он. Зеленин уверен, что отечественная промышленность может все это обеспечить, и в будущем даже собирается организовывать как можно больше тендеров по выпуску спортивных изделий и строительству спортсооружений. Однако пока до этого еще далеко. Сейчас никто не знает даже точного количества российских предприятий, выпускающих спорттовары. Известно лишь, что из 15 бывших предприятий Госкомспорта СССР работают только 5, да и их объемы производства сократились на 90%. Восстановить отрасль и сделать ее продукцию конкурентоспособной по отношению к западным товарам будет очень непросто. Пока у нас есть только концепция развития спортивной промышленности на 2003-2005 годы, написанная Госкомспортом. Концепция предлагает предоставлять производителям льготы по налогу на имущество и землю, а также субсидировать для них процентные ставки по кредитам коммерческих банков. Импортеры спортивных товаров сомневаются, что такими средствами можно улучшить характеристики российского спортинвентаря. А именно качество сейчас является главным. Например, сеть спортклубов World Class, по словам президента World Class Ольги Слуцкер, сейчас закупает 5-7% оборудования у небольших отечественных производителей. Могла бы закупать гораздо больше, если бы продукция была качественнее и дешевле импортной. Коммерческие компании вряд ли будут в ближайшее время покупать отечественную спортивную продукцию. А вот бюджетные организации и инвесторов, пользующихся государственными деньгами, вполне можно заставить помогать отечественным производителям. Концепция Госкомспорта в основном рассчитывает именно на госзакупки. Ведомство Вячеслава Фетисова предлагает снабдить все учебные, исправительно-трудовые и санаторно-курортные федеральные учреждения спортзалами. Инвентарь для них планируется закупать через двухуровневые тендеры: сначала - среди отечественных производителей и только потом - среди импортеров, если в России не найдется своих умельцев. За рубежом рынок спортивных товаров считается одним из самых крупных, его емкость в последние годы приближалась к $100 млрд в год. Львиная доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны - США и Европу. Рост европейского спортивного рынка, по данным международной организации World Sports Forum, за последние 3 года составил 5,4% - это больше, чем совокупный рост ВВП стран ЕС за тот же период. Но главные надежды производители спорттоваров в ближайшие годы связывают с развивающимися странами Азиатского региона. "Производителям остается лишь набраться терпения и дождаться 2008 года, когда Китай примет у себя очередную Олимпиаду, - говорит вице-президент по исследованиям компании Goldman Sachs & Co. Маргарет Мейжер. - Именно это событие, как мы ожидаем, станет катализатором азиатского спортивного рынка. Только от продажи футболок с логотипом Олимпиады спортиндустрия получит $1 млрд". Сегодня, кстати, 65% всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай. Однако в стране до сих пор нет ни одного раскрученного спортивного бренда. |