10.09.2003  Инкубаторы для морских олигархов акуальнее морских форумов

   Вчера в Москве на пресс-конференции, посвященной второму морскому форуму, который пройдет в конце сентября в Петербурге, первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша обнародовал не слишком приятную для отечественных судовладельцев статистику. Лишь 4% внешнеторговых грузов перевозятся российским флотом.
   Морской форум, проведенный в колыбели некогда крупнейшего торгового флота Балтийского моря, безусловно, одобрит судьбоносные законопроекты, примет важнейшие резолюции и сделает актуальные заявления, так необходимые российским судоходам. Правда, маловероятно, что это как-то существенно увеличит процент российских судов, которые являются участниками международных перевозок.
   До тех пор пока у руля возрождения, например, Балтийского торгового флота стоят люди, которые называют этот проект в большей степени "политическим, нежели экономическим", рассчитывать на серьезное увеличение доли российских судоходов на мировом рынке не приходится. Именно "политическим" проектом в недавнем разговоре с корреспондентом "ДП" охарактеризовал свои усилия один известный предприниматель, руководивший Балтийским торговым флотом еще в советские времена. Спустя 10 лет после потери флота (злые языки называли процесс "разбазариванием") предпринимателю пришла в голову свежая идея его возродить.
   Об этом год назад было громко торжественно объявлено. Но громкие анонсы не помогли Балтийскому пароходству возродиться -- через год грандиозных успехов не достигнуто. Предприниматель, ссылаясь на "усталость", от комментариев по поводу "стояния на месте" отказывается.
   Чтобы возродить российский флот, нужны не "уставшие" красные директора, наклеивающие на экономические проекты "политические" ярлыки, а самые что ни на есть простые, энергичные олигархи. Небольшие такие, вполне средненькие олигархи, располагающие парой-тройкой миллиардов долларов и вхожие в коридоры власти. Чтобы на уровне правительства могли бы принять программу строительства торгового флота, которая бы стимулировала местные компании размещать заказы не на западных верфях, а на местных. Тогда и процент отечественных судов, интегрированных в мировую торговлю, резко пойдет вверх.
   Но чтобы вырастить таких олигархов, тоже нужна отдельная программа. И отдельный форум.