05.09.2003  Мировой туризм выкарабкивается из кризиса, и Россия может этим воспользоваться

   Мировая туристическая отрасль начинает постепенно выходить из кризиса, который она испытывает с сентября 2001 г. По словам генсека Всемирной туристической организации Франческо Франжьялли (Francesco Frangialli), "после всех испытаний можно ожидать по итогам года рост до 3%". Точная цифра будет известна после итогов нелегкого сезона в европейском Средиземноморье и ЮВА, но уже сейчас, считает генсек, "очевидно, что тяга к путешествиям оказалась сильной и ради нее люди стали приспосабливаться к негативным факторам". Тем не менее ВТО продолжает апеллировать к поддержке как правительств, так и международных организаций. В июле этого года было решено трансформировать ВТО, до того межправительственный институт, в специализированное учреждение ООН. Особую главу о туризме пытаются внести в проект европейской Конституции.
   Неудивительно, ведь отрасль, с одной стороны, является важной частью мировой экономики, с другой - это главный канал развития международных контактов, и притом канал весьма чувствительный к внешним факторам. Так, в 1991 г. из-за операции "Буря в пустыне" объем туристических потоков во всем мире сократился на 1,2%, несмотря на региональный характер конфликта и его быстрое окончание. Такой же эффект последовал после терактов в Америке: осенью 2001 г. падение объемов туристической индустрии составило 12-15%. Люди боялись летать из-за угрозы воздушного терроризма, правда, вместе с тем наблюдался рост интереса к автомобильным, автобусным путешествиям и морским круизам.
   Излечение от "синдрома 11 сентября" произошло довольно быстро: в 2002 г. рынок туруслуг вырос почти на 4%, в том числе по "опасному" Ближнему Востоку почти на 11%. В то же время несколько уменьшился поток желающих посетить США (что в основном связано не с угрозами Усамы бен Ладена, а с ужесточением правил въезда в Америку). Наиболее же перспективным направлением считались Китай и ЮВА, где в прошлом году было зафиксировано 130 млн туристических прибытий (по методике ВТО) из 715 млн таких прибытий во всем мире. Однако первая половина года ознаменовалась тяжелым ударом именно по этим перспективным направлениям. Авиакомпании вынуждены были сократить объемы перевозок на Ближний Восток более чем на 15%, соответственно, упал и поток туристов. Еще больше сократилось число желающих посетить Восточную и Юго-Восточную Азию, где особенно активно распространился вирус атипичной пневмонии (SARS). Сказались и новые вылазки террористов в Индонезии и последний взрыв в Бомбее. Туристов попытались переориентировать на другие направления, в частности на Латинскую Америку, Африку, а европейцев, опасающихся летать, на Испанию.
   Однако огромные потенциальные «гостеприимные» возможности Черного континента пока не могут раскрыться из-за серьезной социальной напряженности во многих его уголках, выливающейся в вооруженные конфликты. Нашумела и история о недавнем похищении европейских туристов в песках Алжира. Отпугивает просвещенных представителей западных стран и высокий тамошний уровень распространения различных эпидемий. Что касается Испании и вообще Средиземноморья, то в этом году повышенному притоку туристов туда помешала чрезвычайно жаркая погода.
   Тем не менее, туристический вал не только не сократился, но даже чуть вырос. Правда, по словам Франжьялли, "за счет того, что международный туризм стал несколько менее глобальным и более региональным". Однако в целом отрасль устояла, что заметно и по улучшению оборота авиакомпаний. В соответствии с этими оптимистическими данными ВТО строит еще более оптимистические планы на будущее. К 2015 г. количество туристов в мире должно превысить 1,5 млрд, а к 2020 г. - 2 млрд чел. Объем рынка вырастет с нынешних 490 млрд долл. до более чем 1,2 трлн долл. Рост в том числе обеспечит и Россия: если в 2002 г., по методике ВТО, ее посетило 23,3 млн иностранцев (из них одна треть - из дальнего зарубежья), которые оставили в стране почти 16 млрд долл., то через 10-12 лет, считает тот же Франжьялли, это число может существенно увеличиться. Конечно, если страна обеспечит должный уровень "саморекламы", на которую ныне тратятся ничтожные по мировым меркам суммы, обеспечит должную сохранность своих исторических памятников, развитие необходимой инфраструктуры, в т.ч. в таком перспективном направлении, как экологический туризм.
   На это можно сказать, что развитие России, к сожалению, всегда определяло много подобных "если". Однако упускать свой шанс в борьбе за мировой туристический рынок было бы совсем обидно. Поскольку и рынок велик и, главное, шанс вполне реален.