04.09.2003 Любители украшений могут легализоваться Цены на золото на мировых рынках бьют рекорды, естественно, дорожают и ювелирные изделия из него. Но не в России. Отечественные ювелиры упорно держат цены, и, похоже, первая цель достигнута. Стоимость контрабандного и произведенного в России товара сравнялась. Чтобы усилить с контрабандистами конкуренцию и не потерять прибыль, российские ювелиры надеются на дальнейший рост спроса, благодаря которому рассчитывают в этом году увеличить производство на 30%. По прогнозу президента ассоциации "Гильдия ювелиров России" и главы "Росювелирэкспо" Александра Рыбакова, к концу этого года ювелиры продадут золотых украшений примерно на 27 млрд. рублей, а производство составит примерно 45-47 тонн. В результате российская ювелирная отрасль вырастет еще почти на треть. Происходит это из-за улучшения благосостояния населения и увеличивающегося спроса. Гендиректор Московского завода по обработке спецсплавов Александр Иванюк отмечает, что в этом году резко вырос спрос на ювелирные изделия с бриллиантами стоимостью $250-300: объем продаж увеличился в 2-2.5 раза. В отличие от западных стран, где бриллиантовые изделия нередко покупают как средство для выгодного вложения денег, в России их используют лишь как украшения. "Такие изделия особой ценности не представляют", - говорит Александр Иванюк. "Впрочем, тот, кто покупает золотые изделия, заодно сберегает", - говорит Александр Рыбаков, отмечая, что за этот год золото выросло в цене примерно на 20%. Однако эта тенденция оказалась очень невыгодной для ювелиров. По словам Александра Иванюка, основную стоимость в ювелирных изделиях составляют золото и камень, а работа - только до 5% от цены металла. Тем не менее оба представителя "Гильдии ювелиров" уверяют, что стоимость российских ювелирных изделий осталась практически на уровне прошлого года. "Цены не выросли, поскольку частично нам помогла отмена пятипроцентного акциза. Мы удерживаем цены, чтобы иностранная контрабанда не могла конкурировать с нашей продукцией. Так как растет объем продаж, стараемся снизить себестоимость", - заявил на выставке "Ювелир-2003" Александр Рыбаков. В результате в нише дешевого ювелирного товара российские изделия сравнялись по цене с западными. "Но такую ситуацию нельзя назвать конкуренцией", - считает председатель совета директоров ювелирной компании Аscor Александр Скорняков. По его словам, контрабандисты увеличили цены и получат дополнительную прибыль, а российские ювелиры вынуждены продавать изделия практически себе в убыток лишь для того, чтобы удержать место на рынке. Александр Скорняков считает, что "Гильдия ювелиров" не может говорить о поведении всех российских производителей украшений: "Каждая фирма будет сама выбирать свою ценовую политику, хотя все они будут стараться не поднимать стоимость, чтобы избежать затоваривания продукцией". Кроме того, свою роль могут сыграть и ювелирные магазины, которым никто не запрещает с выгодой для себя воспользоваться ситуацией на рынке. Что касается более дорогих и эксклюзивных изделий из золота, то для их производителей рост цен на этот металл изменений в работу практически не внес. Они немного подняли цены, но стоимость золота в их продукции занимает гораздо меньшую долю, чем в нише дешевой продукции. Кстати, вчера государственный смоленский гранильный завод "Кристалл" и совет Саудовских торгово-промышленных палат подписали соглашение о взаимопонимании, благодаря которому Россия начнет прямые поставки бриллиантов в восточную страну. "Мы долго шли к сотрудничеству со странами Персидского залива. Для "бриллиантовой" России это суперрынок, поскольку в этих странах потребляют огромное количество нашей продукции, но до сих пор прямых связей с ними не было. Они закупали бриллианты через третьи страны, что нам невыгодно", - сказал гендиректор "Кристалла" Юрий Ребрик Интерфаксу. Крупнейший в Европе завод по огранке бриллиантов ежегодно производит камни на $350 млн. |