04.09.2003  Интернет-банкинг становится реальным конкурентным преимуществом кредитных организаций в борьбе за клиента

   Находящийся довольно долго в зачаточном состоянии интернет-банкинг сейчас берется на вооружение очень многими банками. В условиях, когда кредитные организации уже не могут привлекать клиентов высокой доходностью, сопутствующие услуги выходят на первый план в маркетинговой политике. То, что в среду представители Альфа-банка заявили о начале работы своего проекта интернет-банкинга, только подтверждает эту тенденцию.
   Нельзя сказать, что интернет-банкинг является принципиально новой услугой для российских банков. Развиваться он начал достаточно давно. Еще до кризиса наиболее "продвинутые" кредитные организации начали делать первые шаги в этом направлении. Однако в то время существовали гораздо более действенные и прямые способы привлечения клиентов. Опять же и клиенты-то интересовали многие банки постольку-поскольку, так как рынок ГКО позволял зарабатывать больше и проще. Интернет-банкинг был скорее модной игрушкой.
   Сейчас все изменилось. Банки больше ориентируются на новых клиентов, конкуренция возрастает и любое, даже самое небольшое, преимущество может принести реальную отдачу. Сегодня до двухсот банков заявляют о предоставлении услуг интернет-банкинга. Правда, далеко не все из них могут предложить клиентам широкий спектр продуктов. Как правило, у большинства все ограничивается возможностью ознакомиться с остатком на счете. Остальных можно перечесть по пальцам. Безусловными лидерами здесь, по оценкам специалистов, являются Гута-банк и Автобанк-НИКойл. В среду в их число вошел второй по величине привлеченных средств населения Альфа-банк, запустивший систему интернет-банкинга "Альфа-банк Экспресс".
   Теперь клиенты банка смогут открыть счет, перевести средства на счет другого банка, а в перспективе и оплатить коммунальные услуги. По словам члена правления Альфа-банка Мачея Лебковски, они хотят "создать другой стандарт обслуживания клиентов", которые смогут, не выходя из офиса или квартиры, пользоваться полным спектром услуг.
   В том, что развитие интернет-банкинга очень перспективно, никто не сомневается. По словам председателя правления Юниаструм-банка Олега Скворцова, все больше клиентов начинают проявлять интерес к этому виду услуг и переходить на безналичные платежи. Особенно удобно это для держателей пластиковых карт и клиентов в регионах, которые, например, могут таким образом активно работать на фондовом рынке.
   "Спрос на эту услугу будет расти, потому что это удобно - возможность получить качественный сервис, не отходя от компьютера", - соглашается с ним руководитель департамента по работе с физлицами Автобанк-НИКойла Эльчин Гулиев. Что же касается конкуренции, то, по его словам, "рынок только начинает развиваться, и каждый банк найдет клиентов в зависимости от своей маркетинговой политики".
   Правда, здесь следует отметить, что вопросы регулирования нового направления банковской деятельности пока еще находятся в зачаточном состоянии. Как отметил в комментарии заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев, "к сожалению, у нас не существует института электронной цифровой подписи (ЭЦП) - для этого нужно создать некую инфраструктуру, центры, которые бы ее заверяли. И каждый банк сам для себя решает, как он будет идентифицировать клиента. Это немножко рискованно", - считает депутат. Впрочем, сами банкиры не видят в этом неудобства. "Отсутствие ЭЦП пока не мешает развитию интернет-банкинга и, думаю, что в дальнейшем тоже не будет мешать, если есть определенные возможности и договора, заполняющие пробел в законодательстве", - заявил Эльчин Гулиев.