04.09.2003  Малый бизнес вывел Россию в группу лидеров мирового производства спагетти, потеснив итальянцев

   Сейчас невозможно точно установить время и место появления макарон. Трудно поверить, что за 8-10 тысяч лет возделывания пшеницы (точно установлено время начала выращивания пшеницы в Междуречье) кто-то один, случайно или намеренно, высушил тесто и получил собственно макароны.
   Но современные макароны имеют, несомненно, восточные корни - китайские и японские. Однако в XIII веке они уже появились в Италии.
   В городских архивах Генуи имеется инвентарная опись, датирующаяся 1279 годом, где упоминается bariscella plena pasta - корзина, наполненная макаронами.
   Древняя легенда рассказывает, что спагетти созданы в пещере мага, который жил в Неаполе в XIII веке при императоре Федерико П. Говорят, что император первым попробовал спагетти, полюбил их и распространил среди жителей королевства такую питательную и вкусную пищу.
   Сегодня императорское блюдо доступно всем. Макароны и другие макаронные изделия (лапша, вермишель, рожки, ушки и т.д.) стали любимым блюдом миллионов людей в разных уголках земного шара. Хотя далеко не все представляют себе, как производятся макароны.
   1 апреля 1957 года компанией Би-би-си было запущено в эфир сообщение о небывалом урожае макарон в Швейцарии. На фоне кадров, демонстрирующих работу крестьян, собирающих на полях вареные макароны, голос диктора поведал зрителям о главном достижении в этой области сельского хозяйства - одинаковой длине всех макарон, что является следствием экспериментов многих поколений селекционеров. Редакция получила немало писем-откликов: кто-то удивлялся, что макароны растут вертикально, а не горизонтально, кто-то просил выслать рассаду и лишь немногие высказывали легкую растерянность - ведь до сих пор они были уверены, что макароны изготавливаются из муки.
   В России макароны известны не так давно - всего-то чуть более 200 лет. Известно, что Петр I для строительства судов вербовал мастеров за границей. Один из них, по имени Фернандо, прибыл из Италии. Итальянец, сам любитель макарон, передал секрет их приготовления русскому предпринимателю, у которого работал.
   В 1913 году в России насчитывалось уже 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год.
   Откуда произошло само слово "макароны"? Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец одной таверны, расположенной недалеко от Неаполя, готовил для посетителей пасты. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству этой необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо это, конечно же, назвали "макароны".
   Италия и сегодня мировой лидер в области макаронного производства. Сегодня 90 процентов мирового спроса покрывается тремя фирмами, одной из которых принадлежат 35-40 процентов всего мирового рынка.
   До кризиса в России работали около 30 итальянских компаний, контролирующих около 10 процентов рынка макарон, сейчас их доля снизилась до 1-2 процента, а число фирм уменьшилось до 6-7. Массовый уход зарубежных производителей стимулировал резкий всплеск спроса на отечественные макароны, что позволило местным фабрикам развернуть современное производство. Уже к 1999 году объем выпуска макаронных изделий увеличился в России в 1,5 раза (по сравнению с 1997 годом) и составил 680 тысяч тонн.
   За июль-январь 2002-2003 годов в России было произведено 474,6 тысячи тонн макаронных изделий, а за февраль-июль 2003 года - почти 500 тысяч тонн. Они, что называется, пошли в рост, что обусловлено растущим спросом россиян на отечественные макаронные изделия. Эксперты Минсельхоза и Минэкономразвития прогнозируют сохранение такой тенденции до конца текущего года, причем с дальнейшим понижением коэффициента затоваривания, который сегодня почти вдвое ниже, чем по импортным аналогичным изделиям. Это, подчеркнем, один из максимальных показателей востребованности отечественной продукции на российском потребительском рынке.
   Основные преимущества российских макаронных изделий - преобладание натурального сырья (в 2,5 раза больше в сравнении с импортными аналогами), сдерживание большинством предприятий своих оптовых расценок и быстрое развитие новых упаковочных форм. Торгинспекция и Госсанэпиднадзор ежеквартально выявляют сфальсифицированный или недоброкачественный макаронный товар прежде всего в импортном секторе. И неудивительно, что, хотя отечественные макаронные изделия по розничной цене ныне почти не отличаются от импортных, отечественный потребитель, повторим, предпочитает главным образом российскую продукцию. Как следствие, импорт затоваривается и сбывается почти исключительно по заниженным расценкам.
   Важно и то, что свыше трети макаронных изделий в РФ производится в сфере малого и среднего бизнеса, то есть здесь развивается рыночная конкуренция, по сути, борьба за "обладание" потребителем, что не позволяет предприятиям и сбытовикам-монополистам (как, например, в сахарной отрасли, мясо-и лесопереработке) диктовать свои "правила ценовой игры". Оно и понятно: товар пользуется стабильным (т.е. несезонным) и массовым спросом плюс к тому - для изготовления макаронных товаров имеется разнообразная сырьевая база, а эти факторы предопределяют растущий интерес малого и среднего предпринимательства к производству и сбыту таких товаров.
   В рейтинге округов по производству макарон летом 2003 года лидировали Центральный, Уральский и Приволжский. Среди регионов лидируют Челябинская область (где выпускается около 20 процентов отечественных макарон), Москва, Подмосковье, Алтайский край и Ярославская область.
   Высокое, точнее, натуральное качество отечественных макарон и растущая загрузка "макаронных" мощностей стимулируют их растущий сбыт не только в РФ, но и в зарубежье: за февраль-июль 2003 года экспорт макаронных изделий из России превысил 7,4 миллиона тонн, что более чем вдвое выше в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом.
   Импортеры вынуждены работать только с мелкооптовыми поставками - крупных партий дорогих итальянских макарон после кризиса больше не заказывают. Основными их потребителями являются супермаркеты и рестораны. Самые дорогие - свыше 20 рублей - макароны "спецформата" (разноцветные, с различными добавками) практически не изменили своей клиентуры. Эта категория покупателей не меняет своих привычек никогда.
   Что касается импорта, он сократился до 14,5 миллиона тонн (против 19 миллионов тонн за июль-январь 2003 года). По экспертным оценкам, стабильный спрос на отечественные макароны в сочетании с затовариванием и постепенным "обесцениванием" импортных аналогов наверняка сократит импорт более чем вдвое к весне 2004 года, а экспорт российских макаронных изделий к этому времени увеличится самое меньшее на треть.
   Впрочем, снижение цен на импортные макароны не обязательно приведет к удешевлению отечественной продукции: поскольку повышаются цены на пшеничную, кукурузную муку и другие компоненты макаронной продукции, оптово-розничные расценки на готовые макароны к концу текущего года согласно аналитическим прогнозам повысятся как минимум на четверть.