02.09.2003 Как изобретаются новые продукты Конкуренция между производителями продуктов питания выходит на качественно новый уровень. Отлажены заводские технологии, построена система сбыта. Содержимое конкурирующих упаковок становится все более схожим по вкусу. Теперь в сражение вступили последние резервы – исследовательские центры, «серые клетки» компаний, придумывающие качественно новые товары. Исследовательские центры (ИЦ) есть практически во всех крупных продовольственных компаниях. Называться они могут по-разному: старой аббревиатурой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), как у «Дарьи», или «Службой развития технологии, стандартизации и новых разработок», как у «Быстрова». Кто-то предпочитает английский термин R&D (research and development). За этими названиями в большинстве случаев стоит немногочисленная группа ученых, сражающихся на передовой если не науки, то по крайней мере маркетинга. Перечень задач, стоящих перед ними, может быть самым разным – от отслеживания изобретений конкурентов до разработки технологии производства совершенно новых продуктов. Научно-исследовательский центр «Вимм-Билль-Данна» (ВБД), например, был создан одновременно с компанией. В 1999 году там была разработана серия продуктов под маркой «Био», а весной этого года компания выпустила на рынок линию товаров Neo. «Эффективность работы центра отражается на прибыльности бизнеса», – уверяет Павел Смирнов, директор по маркетингу молочного направления ВБД. ИЦ зачастую действительно становится локомотивом роста. В 1992 году компания «Демиург» начала проект по производству молочного белка казеина. На основе этих разработок было создано комбинированное масло «Смоленское». В 1999 году фирма учредила центр инноваций и развития «Здоровый продукт» (совместно с Московским государственным университетом пищевых производств). Недавно компания вывела на рынок растительное масло «КалиТва» собственной разработки. Свой исследовательский центр есть и в компании «Быстров», производящей каши моментального приготовления. «У нас всегда существовали элементы научного центра, – говорит Константин Шабловский, исполнительный директор департамента операций компании «Быстров». – На момент основания фирмы в стране с наукой было плохо, НИИ разваливались, специалисты уходили в коммерческие структуры, и организаций, с которыми мы могли бы эффективно сотрудничать в отношении технологических разработок, просто не было. В самостоятельное подразделение центр выделился в 2000 году и теперь занимает приоритетное положение в нашей организационной структуре». В «Дарье» ИЦ как таковой появился год назад, хотя лаборатория была на заводе всегда. «Мы делаем ставку на инновации, – говорит Игорь Пастухов, гендиректор «Дарьи». – В основе своего развития компания видит создание новых продуктов. Рост продаж таких товаров на рынке составляет почти 50% в год». Иногда отдел R&D становится ядром бизнеса. Так произошло с молодой компанией «Росбиотех». В 2000 году доктор технических наук Александр Финкель собрал группу ученых, которые в советские времена занимались проблемами глубокой переработки крови. Они решили разрабатывать продукты питания на основе биологически активных веществ. Начали с усовершенствования гематогена. В 2001 году эти разработки уже можно было применять в промышленности. Но для внедрения технологии в производство требовались немалые средства. В конце 2001 года Финкель нашел наконец инвестора (им стала одна из крупных дистрибуторских компаний). Сначала в «Росбиотехе» договорились с кондитерской фабрикой «Факел-дизайн» о производстве батончиков из новой субстанции. А в октябре 2002 года компания установила собственные производственные линии, и теперь месячный объем продаж батончиков «Росбиотеха», по данным компании, составляет около 2 млн штук (25% рынка батончиков с биологически активными добавками). |