02.09.2003  Париж: знаменитая торговая сеть Tati объявила о банкротстве

   Французская сеть магазинов-дискаунтеров Tati признала себя банкротом. В конце минувшей недели руководство компании подало заявление в судебные инстанции о «корпоративном дефолте» - невозможности платить как по долгам, так и по зарплате сотрудникам. Хотя формально судьбу легендарного торгового предприятия должен решить коммерческий трибунал Парижа, фактически все сотрудники уже проинформированы о том, что в прежнем виде сеть существовать не будет. Гендиректор компании Кристиан Райар (Christian Raillard) в обращении к подчиненным признал вступление «в тяжелый этап, вызванный драматическим падением деловых показателей на протяжении ряда лет».
   История Tati насчитывает более полувека: из магазинчика, торгующего уцененной одеждой, Жюль Уаки (Jules Ouaki) создал торговое предприятие с разветвленной сетью как во Франции, так и в других странах Европы, в Азии, Африке, чья марка в России добралась до Красноярска. Еще в конце 1970-х торговая сеть Tati по ежегодному обороту и чистой прибыли опережала нынешнего гиганта N 1 мировой торговли американскую сеть Wal-Mart, также некогда начинавшую с уцененной одежды. В конце 1980-х, когда начали быстро либерализовываться правила зарубежных поездок из СССР в Европу, французская сеть магазинов была очень популярна среди растущего потока советских туристов и командировочных: цены в Tati были чуть ли не на порядок ниже, чем в других сетях. Впрочем, в той же Франции нашим гражданам быстро разъяснили, что ходить в такие магазины считается неприличным. “Tati - это дурной тон, - говорили французы, - у нас в эти заведения в бело-розовых тонах ходят в основном арабы и негры. А если кто из приличных граждан будет замечен в таком магазине, это поставит пятно на его репутацию - вплоть до проблем с работой или бизнесом”. Репутация дискаунтера-магазина низких цен, таким образом, подтачивала финансовое положение компании Tati уже давно. Хотя поначалу казалось, что именно “политика дешевизны” при высоком торговом обороте будет способствовать прогрессу компании. Она действительно бурно развивалась до начала 1990-х годов, открыв в дополнение к вещевым магазинам подразделение по торговле бижутерией, мобильными телефонами, сеть кондитерских магазинов Tati bonbons и, наконец, свое турагентство.
   Первый удар по положению компании произошел, когда конкуренты один за другим стали переходить на продажи товаров под собственным брендом. Tati последовала этой тенденции позже других и не смогла в достаточной степени раскрутить «фирменные» товары, подавляющее большинство из которых относилось к ценовой нише менее 10 долл. и отличалось весьма невзыскательным дизайном. Французы, а также немцы, швейцарцы и граждане других европейских стран, где открылись «бело-розовые» магазины, с ростом благосостояния становились все более привередливыми и не хотели «покупаться на дешевку». Торговая сеть Tati в этом смысле не одинока: то же самое произошло и с некоторыми гигантами фаст-фуда. Например, McDonald's, бывший в 1980-е годы весьма популярным в Европе, затем стал быстро терять позиции в Старом Свете. И чтобы не потерять их совсем, например, во французской сети этих ресторанов вынуждены были изменить и простоватый интерьер, и меню в пользу более изысканных вариантов.
   Выкрутились за счет удачных маркетинговых решений и политики агрессивной экспансии прямые конкуренты Tati, включая французскую же сеть Carrefour и вышеуказанную Wal-Mart. Последняя, тоже владеющая сетью магазинов низких цен, но все-таки имеющая более диверсифицированный бизнес, за последнюю четверть века увеличила годовой оборот с 1 млрд до 225 млрд долл. Tati же постоянно уменьшала оборот: в прошлом году он едва достиг всего 200 млн евро. Стараясь активно расширять существующую сеть, руководство компании одновременно открывало новые проекты, например, магазины для новобрачных, однако ни один из них не принес существенного успеха. Во Франции от Tati начали отворачиваться даже иммигранты: кто побогаче, выбирали другие магазины, кто победнее - вещевые рынки.
   В итоге руководство компании все-таки пришло к выводу, что единственный выход - расширять свое присутствие в менее «притязательных регионах». С такой идеей Tati обратилось к России, где за несколько лет открылось семь магазинов с этой торговой маркой. Все они работали по франчайзинговой схеме, как и большинство “бело-розовых” торговых точек на Ближнем Востоке. Однако относительная успешность российского направления дала повод руководству компании заявить о том, что в скором времени в РФ откроются и десятки собственных магазинов фирмы. Но, видимо, было уже поздно: систематическая работа в “минус” (10 млн евро убытков только в прошлом году), долговые проблемы не позволили надеяться на большие кредиты и поставили компанию перед тяжелым выбором. После закрытия ряда магазинов и увольнения сотен сотрудников гендиректор Tati объявил о новом этапе “затягивания поясов” - урезании зарплаты в 2 раза. С этой беспрецедентной мерой не согласились профсоюзы, и ситуация стала безвыходной. Впрочем, на самом деле выход, конечно, есть, только его придется искать уже новым собственникам компании. Весь вопрос в том, купят ли они весь бизнес, или многочисленные магазины Tati “разбредутся” по разным хозяевам.