01.09.2003  Краснодарский край: Кавказ рискует остаться без уникальной минеральной воды - нарзана

   В Кисловодске, одном из самых знаменитых российских курортов, разгорается скандал, связанный с уникальной местной минеральной водой - нарзаном. Городские власти решили передать в аренду предпринимателям земли в исторической части курорта; на этих участках уже развернуто строительство ресторанов, кафе, магазинов, увеселительно-развлекательных заведений. Именно здесь протекает под землей так называемая "нарзанная река". Экологи утверждают, что в результате такого строительства нарзан резко потеряет - и теряет уже - свои целебные свойства. А городские власти оправдывают свои действия традиционно: отсутствием денег.
   Знаменитый Курортный бульвар и прилегающие к нему улицы сегодня в строительных лесах. Бизнесмены готовы привести в божеский вид даже явные неудобья на берегу речки Березовки, лишь бы разместить свои объекты здесь - на пути главных потоков отдыхающих. "После прошлогоднего наводнения власти ужесточили требования и обязали меня сначала возвести берегоукрепление высотой четыре с половиной метра, а только потом строить тут магазин, - говорит предприниматель Виктор Федоренко. - В этой торговой точке у меня будут работать десять человек. Да, нам пришлось спилить несколько тополей, потому что они грозили рухнуть на проезжую часть дороги и кого-нибудь задавить".
   "Обратите внимание, - комментирует зампредседателя городской общественной комиссии по экологии горный инженер Константин Иванов, - речь идет о границе между первой и второй охранными зонами формирования нарзана. Здесь, как раз под нами, всего лишь на шестиметровой глубине, проходит нарзанная река. Над ней должны шуметь деревья и зеленеть трава, что способствует самовоспроизводству нарзана. К такому выводу после долгих исследований пришла авторитетная комиссия Совмина РСФСР еще 18 лет назад. Исполнительная власть России уже тогда приняла решение выселять отсюда жильцов и чиновников".
   "На нашем курорте федерального значения в соответствии с постановлением правительства РФ действуют округа горно-санитарной охраны, в которых существует режим хозяйствования, проживания, природопользования, "направленный на сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения", - продолжает тему председатель Кисловодского отделения Всероссийского общества охраны природы Александр Новиков. - На территории первой зоны, например, запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности. А наши власти дают добро на постройку в этом месте кафе, ресторанов, гостиниц".
   В представительном органе власти города утверждают, что с вниманием относятся к предупреждениям "зеленых". "Мы разделяем обеспокоенность общественности по поводу застройки исторической части города, - заявила председатель Совета Кисловодска Галина Коробейникова. - У депутатского корпуса созрело решение взять под контроль отвод каждого земельного участка. Надеюсь, уже в сентябре мы его утвердим и обяжем администрацию согласовывать с нами эти вопросы".
   Руководитель кисловодского участка ОАО "Кавминкурортресурсы" Султан Байрамуков в отличие от Коробейниковой готов любоваться новостройками Курортного бульвара. "Хорошо строят, мне лично нравится, - признался он. - Но лично я бы не дал разрешения ни на одну нынешнюю новостройку в центре города. Архитектура - дело вкуса, а вот о вкусе нарзана спорить бессмысленно. А мы его губим непомерными антропогенными нагрузками". У Байрамукова веские основания для столь категоричного суждения. Под его началом работают физико-химическая, бактериологическая и гидрогеологическая службы, отслеживающие "самочувствие" минеральной воды. Динамика тревожная. Нарзан, который употребляли гостившие на кавказских водах Пушкин, Лермонтов, Толстой и Шаляпин, сегодня без спецобработки пить уже нельзя.
   "В каждом литре этой целебной воды мы регистрировали в августе в среднем по 85 бактерий кишечной палочки, - констатирует врач-бактериолог Лидия Мартынова, демонстрируя нам журнал учета. - Это в 30 раз больше нормы. Доводим нарзан до безопасного состояния путем обработки его сернокислым серебром. Даже в августе прошлого года количество кишечной палочки было вдвое меньше". Мартынова уточняет: речь идет о нарзане ближайшего пласта залегания, из которого и пили курортники в прошлые века. Сегодня его запасы после санобработки используются исключительно для нарзанных ванн. А в питьевые источники вода теперь подается со значительных глубин, куда пока не добрались нечистоты. Впрочем, замечает Байрамуков, одна из 50-метровых скважин уже подает сигнал SOS: кишечная палочка, а значит, и прочая зараза проникли и туда. "Зоны санитарной охраны минеральных источников - это практика, наработанная столетиями, - подытоживает Байрамуков. - Уже в царское время на Курортный бульвар не пускали селиться".
   По словам первого замглавы Кисловодска Павла Лобжанидзе, курорт мирового значения можно сберечь, только если есть на это средства. А сейчас денег нет. В Кисловодске нет и не может быть промышленных предприятий, зато есть 40 санаториев. Они, казалось бы, и должны приносить доходы городской казне, но абсолютное большинство из них почти ничего нам не дают, поскольку по закону освобождены от налога на землю и других платежей. Речь о здравницах МВД, МО, ФСБ, правительственных, администрации президента. Только четыре санатория что-то платят. "Чтобы принимать экологически чистые решения, нам надо иметь вдвое больший, чем нынче, бюджет. Об этом мы и вручили Михаилу Касьянову соответствующее письмо с подробным обоснованием", - подытоживает Павел Лобжанидзе.