26.08.2003  Москва: магазины шагнут во дворы

   Во многих районах Москвы — как в тундре. За буханкой хлеба надо отмахать несколько верст на оленях. В смысле, на общественном транспорте. Исправить положение можно только одним способом — сделать так, чтобы обычные магазины появились в каждом квартале. Эксперимент по созданию "магазинов шаговой доступности" начался в Южном округе столицы и, естественно, вызывает много вопросов. Чем эти магазины будут отличаться от коммерческих ларьков? Каким станут торговать товаром? Об этом рассказал префект ЮАО Петром Бирюков.
   По его словам, в Москве не хватает предприятий торговли. Большинство расположено у метро. А магазины шаговой доступности будут в каждом жилом квартале. В идеале от дверей подъезда до дверей магазина нужно будет пройти всего 150—200 метров.
   Уже к Дню города откроются три-четыре первых магазина. До конца года заработает около 40 торговых комплексов, а в перспективе только в ЮАО их будет 240. Они не просто будут торговать, но и оказывать бытовые услуги населению. Такие магазины будут размещаться на первых этажах новостроек, либо будут возводиться отдельные здания с подъездными путями и паркингами.
   Бизнесмены, по словам префекта ЮАО, охотно откликаются на предложение строить такие торговые комплексы. Около 40 крупных сетевых предприятий уже занимаются строительством. Идут работы по возведению нескольких десятков магазинов одновременно. С любой организацией власти заключают договор о том, что в течение 10 лет она не имеет права перепрофилировать предприятие. К примеру, нельзя продажу продуктов заменить на продажу ювелирных изделий.
   Предполагается, что в ЮАО в таких магазинах будет создано порядка 12—13 тысяч рабочих мест. Заполнить их собираются с помощью привлечения людей, живущих в округе, но сейчас работающих в сфере торговли в других округах. Им станет удобнее ездить на работу. "Мы ждем, что к нам перейдут продавцы из палаток, ларьков и тонаров. Они же там трудятся в совершенно невозможных условиях. Да и в целом с появлением "доступных" магазинов для уличных ларьков настанут трудные времена", - сказал префект.
   На неизбежный вопрос о ценах и качестве товаров в торговых точках "нового поколения" префект ответил, что рынок будет сам диктовать условия. "Если расположенный внутри дворовой территории магазин начнет поднимать цены до уровня гипермаркета, никто там ничего покупать не будет. Что касается ассортимента, то, например, сортов колбас будет поменьше, чем в гипермаркете, но побольше, чем в торговом павильоне. И все они будут доступными по цене".
   Важное преимущество, считает префект, состоит в том, что магазины шаговой доступности будут обслуживать льготные категории населения, продавать по социальной карте москвича товары со скидкой. Сейчас в округе 40 тысяч пенсионеров, ветеранов и других льготников, а обслуживают их в 3—4 магазинах. Эксперимент должен изменить положение к лучшему.