13.08.2003 Новая классификация российских гостиниц не улучшит качество обслуживания наших туристов С 21 августа Минэкономразвития начнет сертифицировать российские отели по-новому, в соответствии с единой государственной системой классификации, разработанной ВНИИ сертификации Госстандарта России. Туристу, в отличие от других заинтересованных лиц, новая система, скорее всего, никакой пользы не принесет. По данным Минэкономразвития, сегодня в России около 4000 гостиниц, из которых более 70% по уровню услуг не подходит ни под одну из общепринятых категорий. До недавнего времени существовало четыре добровольные системы сертификации средств размещения. Если отелю не удавалось заполучить желаемую категорию в одной системе, он имел полное право обратиться к другой. Теперь заявки на "звездность" можно будет подавать только в один орган по классификации и только в течение полутора лет. Если отель к этому времени не приведет в соответствие с нужными требованиями качество услуг, желаемого количества звезд ему не видать. Но сертификация как была добровольной, так и осталась. Отелям по-прежнему нет никакого резона гнаться за новым сертификатом и предоставлять потребителям честную и полную информацию о качестве своих услуг, как правило, мало соответствующую уже имеющимся звездам. В Госстандарте России точных сведений о том, сколько российских гостиниц имеет сегодня сертификат и добровольно соблюдает государственные стандарты, регламентирующие их работу, нет. Сотрудники туристических компаний, занимающихся внутренним туризмом, отмечают повышение интереса российских состоятельных путешественников к просторам нашей родины и их желание отдыхать в гостиницах не ниже европейской категории 3-4*, что пока практически неосуществимо. "Далеко не во всех городах, стоящих на популярных туристских маршрутах, есть гостиницы, которые могут разместить людей, привыкших отдыхать в четырехзвездочных отелях, - говорит Татьяна Барышева, замначальника отдела внутреннего туризма компании "Инна-тур". - В Пскове и Вологде, например, таких гостиниц нет, в Великом Новгороде - одна "Береста Палас", на Черном море тоже отдохнуть в отеле категории "четыре звезды" не удастся нигде, кроме разве что Сочи или Геленджика. Правда, недавно открылся "Парк-отель" в Анапе, но до четырех звезд, несмотря на заявленную категорию, он не дотягивает - нет бассейна. Всем хороша пятизвездочная "Надежда" в Кабардинке под Геленджиком, но уж очень неудобно до нее добираться". Менеджеры турфирм спокойны за своих клиентов, отправляя их в Великий Новгород и на некоторые черноморские курорты, где все-таки есть отели, способные удовлетворить притязания привередливых россиян за соответствующие деньги. Но всегда волнуются, если клиент едет в Санкт-Петербург. "Цены на гостиницы в Питере подскочили со второй половины мая процентов на 30, "зависли" и падать не собираются несмотря на неполную их загрузку, - жалуется Анна Овчаренко, менеджер компании "Ванд интернешнл" по Санкт-Петербургу. - Пятизвездочные "Астория" и "Невский Палас" не соответствуют своей категории, хотя самый ходовой номер для российских туристов в них - стандартный двухместный - стоит $200-600 в сутки. В популярной трехзвездочной "Октябрьской", кстати, такой номер с обоями в цветочек стоит $100. Но людям деваться некуда: рано утром от "Октябрьской" отходят туры в Финляндию. Приходится селить туристов в общежития с удобствами на этаже, в центре такой "номерок" стоит от 500 рублей в сутки. Сейчас, правда, в городе появились отличные частные мини-гостиницы, но чтобы попасть в номер, туристу надо войти в питерский подъезд, а это - непреодолимое препятствие для людей с острым зрением и обонянием". По словам представителей туристических компаний, наши люди чаще всего недовольны состоянием санузлов в российских отелях, непредсказуемым отключением горячей воды, совковым сервисом. Новая классификация как раз и призвана устранить все эти изъяны, включая неистребимое хамство гостиничного персонала. По замыслу инициаторов новой системы классификации, гостиницы сами должны быть заинтересованы в том, чтобы поскорее отремонтировать фасады и крыши, привести в порядок номера, прикупить нужную для получения желаемого количества звезд мебель и сантехнику. Но беда в том, что все это потребует значительных финансовых вливаний. По оценкам специалистов, чтобы провинциальной гостинице, привыкшей работать по собственным стандартам, приобрести заветную российскую звезду, только в косметический ремонт одного номера нужно вложить $3000-4000. Но зачем тратить деньги, если сертификация по-прежнему - дело добровольное, а выбор гостиниц ограничен? "В принципе несертифицированные гостиницы вообще не имеют права принимать гостей, поскольку не могут обеспечить их безопасность, - говорит Галина Дехтярь, эксперт по сертификации туристических услуг и услуг средств размещения "НЕПРОСТ-Центра". - Наличие сертификата означает, что отель хотя бы проверили инспекторы санэпиднадзора и пожарной охраны. С введением добровольной сертификации забота о безопасности переложена на плечи самих постояльцев. Выяснять, чем чистят мебель и ковры, моют сантехнику и полы, стирают постельное белье и полотенца, в порядке ли проводка и не загроможден ли пожарный выход списанной мебелью, дело клиентов. Так что при поселении в гостиницу первым делом требуйте сертификат". Увы, в ближайшее время правильно сориентироваться "по звездам" нашим путешественникам по-прежнему не удастся. |