12.08.2003 Воронеж: до города добралась реформа ЖКХ Вот и до Воронежа добралась реформа ЖКХ - местные власти дали "добро" на преобразование муниципальных ремонтно-эксплуатационных предприятий (МУРЭП) в предприятия частные. Цель - сформировать в областном центре нормальный рынок жилищно-коммунальных услуг. Однако, судя по первому опыту, преимущественный доступ на этот рынок получат все те же директора МУРЭПов. Все началось с жилого фонда, который обслуживала коммунально-эксплуатационная часть Минобороны. Обслуживала - это громко сказано, потому что на подведомственной территории мусоропроводы были забиты, дворы неухожены, сами сотрудники части по полгода не получали зарплату. Многие квартиросъемщики, возмущенные "бытовым апокалипсисом", вообще перестали платить за жилье. Ситуация усугублялась тем, что осенью прошлого года к началу отопительного сезона несколько десятков домов Ленинского района Воронежа фактически оказались бесхозными - КЭЧ их обслуживать отказалась, но и муниципальные власти не спешили взять на свои кошт. Тогда-то и было создано первое общество с ограниченной ответственностью, взявшее на себя обслуживание жилых домов. По существующей сегодня схеме имущество МУРЭПа передается в безвозмездную аренду 000, а вот оборудование, которое закупается на вновь заработанные средства, становится уже частной собственностью. Необходимость изменения формы собственности ремонтно-эксплуатационных предприятий объясняется еще и тем, что в условиях, когда население платит не 90 процентов от экономически обоснованного тарифа, как то предусмотрено федеральным стандартом, а всего 65, необходимо использовать этот минимум средств с максимальной пользой. А МУРЭПам такой хозяйственный подход к делу противопоказан - так уж сложилось, что муниципальные предприятия просто не могут нормально работать в рыночных условиях. И вот спустя почти год в Воронеже преобразованы в частные предприятия примерно треть МУРЭПов. Впрочем, как считает начальник городского департамента ЖКХ Сергей Гребцов, этого вполне достаточно, чтобы подвести промежуточные итоги. Плюсов, по его мнению, больше, чем минусов. Во-первых, к новой организационно-правовой форме применяется упрощенная система налогообложения, в результате предприятия ЖКХ "среднестатистического" городского района только на одних налогах могут экономить до миллиона рублей в месяц, в масштабах города эта сумма увеличивается до 6 миллионов, которые можно пустить на ту же подготовку к зиме. Во-вторых, можно констатировать, что вновь созданные частные предприятия ушли от бюрократии, присущей МУРЭПам. В последних, к примеру, зарплату сотрудникам платили по жесткой тарифной сетке: слесарь мог весь день проспать или ударно проработать, но в любом случае он получал одну и ту же сумму. Штатное расписание у муниципалов раздуто непомерно, а хозяин новой структуры волен сформировать оптимальный штат: принять больше слесарей и сократить кладовщиков, соответственно увеличить зарплату. Например, в самом первом преобразованном МУРЭПе штат сотрудников сократился с 99 до 65 человек, а заработная плата увеличилась на 30 процентов. К тому же, как утверждает глава Ленинского района Воронежа Валентин Котляр, серьезно изменились отношения эксМУРЭПов с районной службой единого заказчика - они стали жестче. "Раньше было как: не сделал что-то МУРЭП - начальник получит выговор, или его выгонят с работы, а слесарь останется тот же... Сейчас изменились отношения и со слесарем. РайДЕЗ смотрит, как выполнены работы: если договор не выполнен - денег не будет. А дальше уже руководитель предприятия должен решить, кого надо поменять, чтобы работа делалась быстро и качественно. Если предприятие не будет справляться со своими обязанностями, то мы просто расторгнем договор, заключим новый - уже с другим предприятием. Поверьте, это гораздо проще, чем увольнять директора МУРЭПа по КЗоТу: я его буду увольнять два месяца - он за это время может что угодно натворить". Пока остается неясным, почувствовали ли какое-то облегчение от всех этих преобразований сами жильцы. Об этом можно судить разве что по косвенным признакам: во всяком случае, поток жалоб в новообразованные предприятия заметно уменьшился. Однако здесь есть одно "но": руководителями новых предприятий на безконкурсной основе становятся все те же директора МУРЭПов, остальным желающим доступ к этому рынку сегодня фактически закрыт. И это если и не сводит на нет, то, во всяком случае, ставит под сомнение начинание местных властей по реформе ЖКХ. Кстати, как стало известно, Воронежское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства уже заинтересовалось фактами безконкурсного "назначения" директоров МУРЭПов хозяевами ООО. Так что если с оптимизацией кадрового состава в новых предприятиях все в порядке, то с самими руководящими кадрами - далеко не все. |