11.08.2003 Москва: букинистические магазины исчезают, а книжные супермаркеты не в состоянии обеспечить комфорт своим клиентам В то время как букинистические магазины исчезают с литературной карты города, большие книжные супермаркеты не в состоянии обеспечить комфорт своим клиентам. Совсем недавно закрылась легендарная "Пушкинская лавка" в Камергерском переулке, которая была Меккой для многих поколений книголюбов. Что будет после ремонта на месте уютного магазинчика - загадка. "Это давно уже не книжная улица, скоро от нее ничего не останется, - говорит Владимир, продавец книжного лотка на Кузнецком Мосту. - Я работаю здесь лет десять, так с каждым годом все хуже и хуже. Книжные магазины закрываются, на их месте появляются банки, бутики или очередные ресторанчики. Недавно тут на месте книжного появился магазин мужской одежды". Все основные книжные магазины находятся в пределах Садового кольца, и именно в них со всех районов города едут люди, что, естественно, приводит к очередям. А на окраинах читателям приходиться довольствоваться ларьками в переходах, выбор в которых оставляет желать лучшего: там продаются лишь 3-4 тысячи книг против 40 тыс. в больших магазинах. Признают этот недостаток и их работники. "Как таковых букинистических магазинов, где представлен достаточно широкий ассортимент книг - антикварных и просто старых, осталось всего ничего, - рассказывает генеральный директор журнала "Книжный бизнес" Владимир Драбкин. - Существует несколько магазинов, находящихся на грани вымирания, а букинистических в Москве только два: большой отдел в книжном магазине на Тверской и еще один в "МДК". Вымирает и большинство обычных книжных магазинов: кто-то не выдерживает налогов, кого-то поглощает монополия "гигантов". Не хватает специализированных магазинов. В начале 90-х годов появлялись камерные книжные лавки с тем или иным уклоном. Они были устроены на манер клубов, то есть заведений, ориентированных на своего - особенного - покупателя. Самый общеизвестный и популярный пример - конечно, "Проект О.Г.И.", стилизованный под бомбоубежище, со всеми соответствующими атрибутами: "советскими" скамейками и философской библиотекой в подсобках. Но, увы, многие подобные заведения так и не дожили до сегодняшнего дня. Например, "Эйдос", который любили философски настроенные читатели, переехал из Чистого переулка во двор "Исторички" и взял себе имя санкт-петербургского издательства "Aлетея". А с именем - и историческую направленность предлагаемой литературы. Интеллигентская "Гилея" с соответствующим гуманитарным ассортиментом (вплоть до самиздата) переместилась из подвальчика на Садовой в труднодоступный Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) на "Профсоюзной". "В сфере книжного бизнеса не хватает денег, и предприниматели не рискуют создавать новые магазины в спальных районах, - пояснили в "Книжном бизнесе". - В течение многих лет действовал льготный режим налогообложения, значительно облегчающий жизнь издательствам. Потом его отменили, затем частично вернули, но вместо прежних 20% - лишь 10%. Но даже эти льготы предоставляются не всем книжным. Подобная проблема, естественно, сказывается на цене. Цены на книги будут расти. Вопрос в том, согласится ли тогда читатель приобретать их?" Чтобы выжить, издательствам приходится увеличивать оборот продукции, расширяя свой ассортимент. Практика больших тиражей уже невыгодна. Последствия этого можно увидеть в любом крупном книжном магазине. Полки, возвышающиеся до потолка, буквально завалены литературой. Так, например, "Библио-Глобус", в котором самый большой на сегодняшний день ассортимент - 67 тыс., не может похвастаться столь же большим помещением - места в нем катастрофически не хватает. Стеллажи с книгами упираются в потолок, покупатели вынуждены добираться до них по стремянке, то и дело норовящей упасть. Так что спокойно и чинно выбрать книгу здесь невозможно, к тому же магазин ежедневно посещают свыше 15 тыс. человек. Компьютеризированная справочная служба не дает информации о конкретном расположении литературы, а просто сообщает, в каком зале находится книга. В самом же зале зачастую приходится сталкиваться и с некомпетентностью продавцов-консультантов. "Раньше было три учебных заведения, которые готовили продавцов-консультантов, - рассказывает Наталья Чупрова, ведущий товаровед книжного магазина "Москва". - Один из них прекратил выпускать специалистов нашего профиля, остальные же не в состоянии обеспечить магазины необходимыми кадрами. Сказывается и непрестижность этой работы. Молодые люди, закончившие институт, убеждены, что они не заслуживают работы в книжном магазине, а работающих там считают неудачниками, из-за этого работать к нам приходят единицы". Поэтому пока что столичным книголюбам, желающим найти что-то "этакое", придется толпиться в душных книжных супермаркетах и ездить в СК "Олимпийский" на привычную книжную ярмарку. Без каких-либо сервиса и удобств. |