11.08.2003  Москва: советские плакаты - выгодный бизнес

   Маленькая семейная фирма "Контакт-культура" вот уже шесть лет занимается бизнесом, и до сих пор у нее нет конкурентов. "Контакт-культура" переиздает советские и дореволюционные плакаты. Только за первые шесть месяцев нынешнего года она продала 256 000 постеров и открыток.
   Бестселлер издательства - плакат предвоенной поры 1941 г., на котором женщина в красной косынке предостерегающе поднесла указательный палец к плотно сжатому рту: "Не болтай!" (5000 плакатов и 4000 открыток). По продажам его перебил только один плакат - "Нет алкоголю!" (1954): было продано более 6000 экземпляров.
   "Существуют вечные темы, которые в нашей стране всегда будут иметь место: бдительность и пьянство. Поэтому и самые продаваемые плакаты - "Не болтай! " и "Нет!" с рюмкой", - объясняет Александр Снопков, основавший этот бизнес вместе с сыном Павлом. До того как заняться бизнесом, Снопков-старший преподавал мерзлотоведение на географическом факультете МГУ. В 1988 г., уволившись из МГУ, он основал кооператив, чтобы попробовать зарабатывать на культуре: занимался организацией выставок и аукционов произведений искусства, а также издательской деятельностью. Однако в середине 90-х развитие бизнеса замедлилось. Однажды Александру попался плакат начала 30-х "Долой кухонное рабство! Даешь новый быт". Работа "поразила его своей красотой". К тому же, подумал он, на носу 8 Марта. И к женскому празднику 1997 г. ООО "Контакт-культура" (в которое к тому времени преобразовали кооператив) заказало первый массовый тираж репринта плаката, который потом продали в Московском доме книги на Новом Арбате. Дальше последовали копии других плакатов - "Ты записался добровольцем?", "Родина-мать зовет" и т. д.
   После кризиса тиражи "Контакт-культуры" резко выросли - в 1999 г. компания напечатала 19 000 постеров. Но плакаты занимают много места, для их продажи в магазинах требовались специальные плакатницы. Снопковы стали покупать б/у оборудование в разорявшихся книжных магазинах. Позже нашли в Белоруссии завод, который теперь и делает по заказу издательства плакатницы (около $500 за штуку) и открытницы ($100) для мини-постеров. "Контакт-культура" поставляет их магазинам бесплатно (сейчас она работает примерно с 50 торговыми точками) , чтобы те охотнее брали ее продукцию.
   Для большего удобства "Контакт-культура" уменьшила размер своих плакатов в два раза по сравнению со стандартным, 60х90 см. Кроме этого она стала выпускать недорогие (отпускная цена - 6 руб. ) и компактные мини-постеры размером несколько больше, чем традиционная открытка. Продажи мини-постеров стали расти гораздо быстрее, чем обычных плакатов. На следующий год "Контакт-культура" напечатала 14 000 мини-постеров, в 2001 г. уже 250 000. Только в первой половине этого года тираж составил 225 000, но продано даже больше - 241 000 (нашла своих покупателей часть тиража, не распроданного в прошлом году).
   Из-за того, что многих выдающихся художников-плакатистов уже нет в живых, с правами на использование изображения обычно проблем не возникает. Если не прошли 50 лет, по истечении которых закон уже не защищает права на художественное произведение, "Контакт-культура" договаривается с наследниками художника или их представителями. Агентство ФТМ почти два года представляет интересы наследников Нины Ватолиной, создателя "Не болтай!" и многих других выдающихся плакатов. По словам юриста фирмы Александры Радоминовой, в среднем авторский гонорар составляет 8-10% от суммы оптовых продаж тиража, если тираж большой, доля автора, как правило, уменьшается.
   Интернет-магазин Biblion.ru специализируется в основном на деловой литературе, но два месяца назад начал торговать плакатами. Пока продается 20-30 штук в месяц, рассказывает менеджер магазина Анна Сорокина. Плакаты приобретают для украшения офиса и в подарок коллегам. Чаще всего покупают постеры "Как работал, так и заработал", "Нет алкоголю!", "Ночь работе не помеха". Последний висит и в офисе "Библиона". Тем, кто остается на работе допоздна, он поднимает дух, говорит Анна.
   Руководители издательства до сих пор не очень хорошо понимают, почему отлично продается один сюжет и вовсе не продается другой. Но, безусловно, одна из составляющих успеха - многозначность постера. "Спросом будут пользоваться двусмысленные и неприличные плакаты", - прогнозирует Снопков-старший. Как, например, плакат, призывающий советских женщин "позаботиться о грудях". Или реклама "Резино-треста", совместная работа Родченко и Маяковского, с таким текстом: "Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет". В любом случае "должен быть какой-то прикол". Именно из-за его отсутствия, как считают в "Контакт-культуре", не пошли старые рекламные постеры: они красивые, но не смешные и без двойного смысла.