08.08.2003  Энергетические напитки в России приживаются с трудом

   Несмотря на большую популярность в мире, энергетические напитки в России приживаются очень медленно. Пока народ предпочитает повышать свой тонус традиционно: по утрам - с помощью кофе, по вечерам - с помощью алкоголя. Маркетологи говорят, что производителям энергетиков для сохранения тенденций роста надо вести среди потребителей разъяснительную работу.
   Энергетики - напитки, бодрящие тело и дух - были завезены в Россию в середине 90-х годов, но после кризисного 1998 года рынок этих напитков сжался практически до нуля. Сейчас он переживает в России второе рождение. По данным компании "Бизнес-Аналитика", в 2002 году его объем составил 2-2.5 млн. л, по сравнению с 2001 годом он увеличился на 30-35%. "В этом году, как мы полагаем, объем продаж вырастет на 25% и приблизится к 3 млн. л, - говорит гендиректор компании "Бизнес-Аналитика" Андрей Стерлин. - Сейчас докризисный объем потребления уже превышен". Другие компании прогнозируют еще большие темпы роста.
   Но хотя маркетологи и констатируют рост сегмента, в общем объеме потребляемых напитков доля энергетиков крайне невелика. По оценкам Canadean, на март 2003 года она составляла 0.2% от всего российского рынка безалкогольных напитков. По разным странам доля энергетиков находится на уровне 1-2%. Вероятно, прочувствовав ситуацию, в этом году в ряд с основными брендами (Red Devil, Red Bull) гиганты индустрии напитков, Coca-Cola Company и PepsiCo, выпустили на российский рынок свои энерджайзеры - Burn и Adrenalin Rush. Но пока сами производители предпочитают не прогнозировать бешеного всплеска моды на энергетики.
   Компании говорят, что энергетики - очень специфичные напитки. По словам представителей российского отделения Coca-Cola, круг потребителей энергетических напитков ограничен. "В основном они продаются в ночных клубах, барах, на дискотеках, в крупных торговых сетях", - говорят в Coca-Cola. Сейчас постепенно к этим каналам сбыта прибавляются фитнес-центры и автозаправочные станции. Потребительская аудитория ограничена еще и по географическому принципу. Продажи идут в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах же появление энергетиков будет зависеть от роста уровня доходов населения.
   Но и развитие столичных рынков зависит от платежеспособного спроса покупателей. Энергетики - напитки дорогие (около 40 рублей за банку 0.25 л), так что большинству молодых людей для "рывка" легче и дешевле выпить пивка, чем баночку энергетика. Моды на энергетики в России нет еще и потому, что практически отсутствует реклама этих напитков.
   Похоже, в России сами компании ограничивают круг потребления энергетических напитков. Даже в той редкой рекламе, которая сейчас есть, упор делается на молодежь. А в основной стране - потребителе энергетиков, США, главной рекламной линией производителей было построение имиджа реального мужчины. И главной потребительской группой были и остаются водители. Но сегодня американские маркетологи расширяют рынок потребления за счет спортсменов, студентов и людей, которые испытывают серьезные перегрузки и у которых ненормированный рабочий день.
   Энергетические напитки миру подарила Азия. В начале 80-х годов гражданин Австрии Дитрих Матешич попробовал в Гонконге напиток, который затем решил воспроизвести в промышленных масштабах. В 1984 году он основал в Австрии компанию Red Bull GmbH, а в 1987 году стал продавать напиток Red Bull Energy Drink. Сегодня "красному быку" принадлежит около 70% всего рынка энергетических напитков.
   Основные ингредиенты энергетических напитков - кофеин, гуарана и таурин - дают тройной заряд бодрости. Кофеин содержится в листьях и плодах более чем 60 растений - кофе, какао-бобы, орехи колы. Это хороший стимулятор для физической и психической нагрузки. Гуарана - кустарник, растущий в Южной Америке. Его семена содержат гуаранин, стимулирующий эффект которого подобен кофеину. "Гуарана" происходит от названия племени гуарани. Индейцы использовали гуарану в качестве тонизирующего средства, которое избавляет от беспокойства, нервного напряжения, контролирует вес. Аминокислота таурин была открыта в мясе быка (по-франц. - taureau) в 1827 году, откуда и происходит его название. Стимулирует работу сердечной мышцы, нервной системы.