17.03.2003 Тратить деньги на Россию собираются не все страны Государства, заинтересованные в приеме туристов, тратят немалые деньги на продвижение своих направлений. В этом году многие из них планируют увеличить свои расходы в России. Но реклама срабатывает не всегда - европейские страны на нее почти не тратятся, но удерживаются в десятке самых популярных у россиян туристических направлений. По итогам летнего сезона-2002 первое место в рейтинге направлений, составленном информационной службой "БАНКО", заняла Турция. Аналитики полагают, что эта страна сможет удержать лидерство и в наступающем сезоне. По данным Куртулуша Ташкента, посла Турции в России, в прошлом году страну посетили 946 тыс. россиян против 753 тыс. в 2001 году. Турция одновременно - и крупнейший рекламодатель на российском рынке. По словам Сезаи Четинера, советника по туризму посольства Турции в России, правительство страны выделило на 2003 год $9 млн для рекламы себя в странах СНГ (в прошлом году бюджет составлял $7 млн). 85% этой суммы приходится на Россию. В пятерку стран-лидеров неизменно входит и Египет. По данным Саида Нофаля, советника по туризму посольства Египта в Москве, за прошлый год российский турпоток вырос на 100%, а в этом году можно ожидать еще лучших результатов. Размер рекламного бюджета египтяне не называют. Не отстать от конкурентов пытается и Кипр. По данным Димитриса Димитриу, директора московского офиса кипрской организации по туризму, рекламные расходы на российском рынке в этом году будут увеличены с $800 тыс. до $1 млн. Летом 2002 года россияне активно посещали остров Афродиты, в то время как поток западноевропейцев снизился на 15-20%. Димитриу надеется, что в этом году, так же, как и в прошлом, Кипр посетят около 130 тыс. россиян. Наши операторы считают, что расширение рекламной кампании связано с тем, что направление в этом сезоне может подорожать в среднем на 10% из-за роста кипрского фунта по отношению к доллару. Но и неразбериха с Ираком играет на руку киприотам. Впервые провести кампанию в России планирует в этом году Болгария. Точный размер бюджета станет известен только в конце марта. "Надеемся, что рекламный бюджет будет солидным", - говорит Милена Николова, представитель отдела по туризму при Центре промышленности Болгарии в Москве. На фоне азиатских расходов европейские бюджеты выглядят довольно скромными. Например, отдел туризма посольства Испании (Turespana) собирается в этом году потратить 550 тыс. евро на рекламу. По словам Альваро Алонсо, руководителя Turespana, цифры остались такими же, как и в прошлом году. Алонсо считает такие траты вполне достаточными. "Это для Турции или Египта Россия является одним из самых важных рынков, а в Испании в прошлом году отдохнули 51,7 млн человек, и только 250 тыс. из них - россияне", - объясняет он. Представитель национального управления Италии по туризму (ENIT) сообщил, что федеральные власти этой страны средств на продвижение не выделяют вообще. Тем не менее в прошлом году страну посетили более 377 тыс. россиян, а в этом сезоне ENIT надеется принять уже 411 тыс. наших соотечественников. Российские операторы в такие прогнозы не верят. Во всех опрошенных национальных представительствах "Известия" уверяли, что их рекламные кампании расширяются. Но российские рекламщики не склонны видеть в увеличении бюджета на 20-25% ничего выдающегося. По словам Андрея Федотова, исполнительного директора компании RPRG, это может быть просто компенсацией подорожания в российской рекламе, поскольку за прошлый год расценки в прессе выросли на 20%, на радио и в наружной рекламе - на 30%, на телевидении - на 35%. |