01.08.2003 Москва: логотип столичной подземки используют производители сигарет Исполнилось ровно три года, как Федеральный институт промышленной собственности зарегистрировал ориентир всех ночных бродяг - логотип столичной подземки, красную призывную букву "М". Сроком на десять лет - до 2010-го. В три года у детей, как правило, прорезываются все 20 молочных зубов. Метро с сегодняшнего дня тоже начинает показывать зубы - красная "М" защищает свою неповторимость. Управделами московской подземки Сергей Мироскин собирает все товары, где использована красная буква "М" или слово "метро". Мироскин анализирует, к чему можно придраться, а к чему пока не стоит. Cамый спорный экземпляр: пачка сигарет "Метро". "Метро" - это детище лобненской фирмы "Идигов Продукт" - сигареты б/к - то есть без класса, но с претензией. Сине-голубая гамма, точно копирующая стиль "Parliament", которые раз в десять дороже. В центре - буква "М" в круге. Почти слизанный с метро логотип. По цене пачка "Метро" - та же самая поездка в метро. Мироскин уточняет: «Неискушенный человек может подумать, что на пачке сигарет - наше "М", а метро, то есть мы, - за скорейшее развитие у пассажиров рака легких. Но есть отличия, благодаря которым мы пока закрыли глаза на художества сигаретоделов. На пачке буква "М" в круге. Но оригинал обведен не кругом, а контуром рампы тоннеля. И потом, если честно, - нам понравилось, что на обороте сигаретной пачки изображена схема линий метро. Все же польза пассажирам». Чиновник уточняет, что сама схема линий метро сейчас не принадлежит никому - она ничья. В отличие от логотипа "М", никто не заявлял о праве на нее. Это постоянно модифицирующаяся интеллектуальная собственность всех горожан. За время существования подземки вариантов начертания "М" было чудовищное количество, но, по словам представителя Роспатента, за основу действующей взяли вариант 1935 года главного архитектора Московского метрополитена Кравеца. И пририсовали к ней синий абрис метротоннеля. Мироскин говорит, что самую аутентичную "М" можно увидеть над входом на станцию метро "Красносельская" - она со сталинскими острыми краями. Самую гигантскую - над входом в южный вестибюль станции метро "Динамо". Еще одна со старых времен сохранилась над наземным вестибюлем "Арбатской". В Москве литера "М" красного цвета, такая же она и в Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Питере - синяя, в Киеве - зеленая, в Екатеринбурге - оранжевая. Управделами метро намерен и дальше следить за возможными похитителями логотипов. А между тем в виртуальном пространстве уже нашла убежище настоящая секта похитителей эмблем и лейблов. На "www.logotypes.ru" наворовали их несколько тыс. штук - все в прекрасной векторной графике, можно использовать как угодно - вставлять в фальшивые бланки и факсы, например. Гендиректор патентного бюро "Выгодин и партнеры" патентный поверенный РФ Борис Выгодин заверил, что на его столе - полуметровая пачка заявлений из ОБЭПов по клонированию торговых знаков и лейблов - экономического преступления, когда подделка выдается за респект. «Раскрутка" своего знака - это большие затраты, как и покупка права на его использование у владельца, - говорит господин Выгодин. - Но, по моим наблюдениям, чужие знаки чаще не копируют, рискуя попасть под уголовное преследование по 180-й статье УК, а подражают, несколько видоизменяя знак. С одной стороны, это вводит в заблуждение потребителя, с другой - затягивает время на установление сходства оригинального знака с подделкой - как в случае с пачкой "Метро". Например, "Marti N1" - подделка под бренд "Martini", сигареты "Приам" полностью копируют шрифт и оформление культовых сигарет "Прима". По словам эксперта, герб Москвы, где изображен Георгий Победоносец, протыкающий змея, регистрировать не нужно - это и так символ. В данном случае города Москвы. Не регистрируются в качестве товарных знаков и изображения объектов культурного наследия России и мира, государственная символика - гербы, флаги, эмблемы без согласия нужных органов, персонажи или цитаты из произведений науки, литературы или искусства, когда обладатель авторского права добро на это не дает. Используются и даже регистрируются в России на свое имя знаки известных фирм, выходящих на рынок России, если эти фирмы предварительно не регистрировали свои знаки. Еще хитрость: защищенные в латинице товарные знаки инофирм можно зарегистрировать в кириллице, что не меняет их звучания. Гениальная идея - знаки разбиваются на несколько частей. Зарегистрировать их можно по отдельности, а использовать вместе. Есть также люди, которые отслеживают поддержание знаков в силе. При задержке оплаты пошлин знаки аннулируются. И тут их нужно брать живыми! |