31.07.2003 Россия заняла первое место в мире по продажам крепкого алкоголя Вчера британская аналитическая компания Datamonitor опубликовала доклад "Развитие мирового рынка спирта до 2007 года". Первое место по количеству выпиваемого в мире уверенно занимает Россия. Пока мир осваивает азы здорового образа жизни, средний россиянин выпивает в год 19 литров сорокаградусных напитков. И в ближайшие пять лет собирается пить только больше. Европейцы рассчитывают, что постепенно страна перейдет на благородные коньяк и виски. Россияне непреклонны - 80% населения страны предпочитают водку. Объем российского рынка крепких алкогольных напитков (в эту категорию вошли водка, коньяки и бренди, ликеры, ром и виски) в 2002 году составил $20.3 млрд. Это четверть европейского рынка горячительного ($82.5 млрд). Правда, по словам аналитика Datamonitor Джонатана МакКенна, это лишь объемы продаж крепкого алкоголя. "В России спиртное стоит гораздо дешевле, чем в большинстве стран Европы, - сказал аналитик. - И если считать в проданных литрах, то на вашу страну придется треть всего продающегося в Европе горячительного". Через пять лет продажи крепкого спиртного в России вырастут на 12% - это (опять же по сравнению с другими странами) самый внушительный рост. Определив первое место по количеству продаваемого спиртного, иностранцы расстроились - пьют на бескрайних российских просторах в основном водку. Доля "беленькой" составляет на рынке 79.3%. "Единственная альтернатива водке в России - коньяки и бренди. Но доля их продаж, 14.2%, в ближайшие пять лет вряд ли существенно вырастет", - сетует Джонатан МакКенн. С напитками, популярными в других странах (ром, виски), дела в России обстоят ниже среднего - в общем объеме продаж они занимают не больше 1%. Иностранцы искренне верят, что до 2007 года ситуация изменится и виски станут пить гораздо больше, чем сейчас. Но, похоже, Запад питает напрасные надежды. Даже доход не влияет на выбор: разбогатев, россиянин остается верен традициям и лишь переходит на дорогие водочные марки. В Национальной алкогольной ассоциации говорят, что в прошлом году водки было сделано 138 млн декалитров (дал), а в этом объемы производства снизятся, правда, всего на 2 млн дал. По словам начальника информационного департамента Русской вино-водочной компании (РВВК, выпускает водку "Флагман") Сергея Камоцкого, это незначительное снижение говорит о том, что мы стали более требовательны к алкоголю. "Надо четко различать столицу и регионы, - добавляет старший эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. - В регионах потребитель самый консервативный - при покупке крепкого алкоголя здесь почти в 100% случаев выбор падает на водку". По мнению эксперта, рост продаж коньяка и виски в ближайшие годы все-таки случится. Но только за счет людей с доходами выше среднего, проживающих в крупных городах. Пить водку в нашей стране - значит поддерживать традицию. Водка не без помощи государства позиционируется как национальный продукт. Последняя новация в поддержании этого имиджа присутствует в законопроекте "О государственном контроле за оборотом спирта и спиртосодержащей продукции". В нем дается расшифровка понятия "водка": "спиртной напиток со специфическим вкусом и запахом, произведенный на территории РФ". Если это определение утвердят, то вся другая водка - например, "Абсолют", "Финляндия" или тот же украинский "Немирофф" - будет уже не водка, а неизвестно что. Пока же на российском рынке есть и местная и зарубежная водки. Вместе с ними внимания потребителей добиваются коньяки, виски, текила. Больше всего из элитных напитков повезло коньяку, которого выпивают все больше. Но если коньяк в России, как и водку, пьют по традиции, то совсем не повезло виски. Близко к российскому уровню держатся только восточноевропейские страны и государства обеих Америк. Но и им до нас далеко: в Польше ежегодно продается водки на $5 млрд. В Канаде, США и всех странах Латинской Америки, вместе взятых, в год продают на $60 млрд. В Западной Европе дела обстоят гораздо хуже - почти нигде объемы продаж крепких напитков не превышают млрд. долларов. А в большинстве стран (например, в Швейцарии, Германии и Франции) продажи из года в год сокращаются. |