31.07.2003 Санкт-Петербург: спортклубы и казино расползаются по спальным районам Окраины становятся все более привлекательными для строительства развлекательных заведений. В начале июля компания "СЭТ", которой принадлежит несколько казино, реконструировала кинотеатр "Выборгский" в районе площади Мужества. В июне компания Sport Life начала осваивать спальные районы. Главной причиной популярности спортклубов и казино на периферии участники рынка считают географическую близость потребителя и отсутствие сильных конкурентов. Елена Яковлева, PR-менеджер компании Sport Life, считает, что на периферии открывать фитнес-клубы не менее перспективно, чем в центре города. "Этот вид отдыха, в отличие от посещения, скажем, раскрученных ресторанов, более демократичный. Логично, что людям хочется заниматься спортом там, где они живут, - говорит она. - Аудиторию же спортивных клубов, находящихся в центре Петербурга, составляют в основном люди, занимающиеся спортом после работы. К тому же в районах, где мы собираемся открывать новые клубы, практически отсутствует достойная конкуренция". Участники рынка полагают, что периферийные районы заполнятся не скоро. "В Петербурге есть районы, где еще не ступала нога цивилизованного фитнеса. Например, Купчино, Ржевка, Полюстрово", - говорит менеджер компании Sport Life Борис Кузовкин. В то же время некоторые центральные районы, например Петроградская сторона, перенасыщены спортклубами. Юлия Радыгина, менеджер по маркетингу центра развлечений "Невада", который находится в Невском районе рядом со станцией метро "Проспект Большевиков", также считает основным конкурентным преимуществом клубов и казино, находящихся в спальных районах, близость к дому потенциальных потребителей. "На рынке отдыха в спальных районах пока нет качественного предложения, и люди, живущие в спальных районах, естественно, будут посещать новые казино, открывшиеся у них под боком. Тем более что чаще всего эти казино предоставляют полный или почти полный комплекс услуг, т. е. в них можно будет и поесть, и поиграть в рулетку, игровые автоматы или бильярд. Именно из-за отсутствия достойной конкуренции у нас сформировался круг постоянных посетителей, который составляет примерно 70% от общего числа клиентов", - говорит она. "Удобно, когда казино располагается там, где люди проводят больше всего времени, т. е. рядом с их домом. Посетители таких заведений в основном средний класс. А он у нас относительно молод, и его представители зачастую не знают, что такое казино класса люкс, - говорит Леонид Гарбар, генеральный директор казино "Премьер". - А зачем ехать в центр и тратить больше денег, если рядом с домом есть сравнительно недорогое казино, которое чаще всего предлагает комплекс развлечений, что больше всего подходит для такого рода клиентов". Планы ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург", которое собирается к сентябрю 2004 г. открыть восемь развлекательных комплексов, включающих кинотеатры, тоже в большой степени связаны с окраинами города. Первый комплекс "Заневский каскад" будет открыт в сентябре рядом со станцией метро "Ладожская". По словам руководителя проектов Банкирского дома "Санкт-Петербург" Эдуарда Пичугина, объем инвестиций в оборудование для этого комплекса составит $5 млн. Большинство комплексов, в которые инвестирует Банкирский дом "Санкт-Петербург", будут располагаться рядом со станциями метро. "Поток людей, ежедневно проходящих через конечные, расположенные в спальных районах станции метро (такие как "Купчино" или "Проспект Просвещения") , составляет 150 000 - 200 000 человек в день", - говорит он. Спальные районы привлекательны и по другой причине. Здесь можно сократить издержки на строительство, переоборудовав под торгово-развлекательные комплексы и клубы недостроенные промышленные объекты. Эксперты говорят, что досуговый центр в производственном здании приличного качества может обойтись на порядок дешевле строительства с нуля. Однако сегодня совпадение хорошего качества промышленного объекта, места, чистоты документов - редкость, - отмечают эксперты. В отличие от промышленных объектов, бывшие кинотеатры плохо поддаются обновлению. По мнению Эдуарда Пичугина, конкурентным преимуществом реконструированных типовых советских кинотеатров может служить лишь их местоположение. Минус этих кинотеатров и в высокой стоимости реставрации. По словам Пичугина, отреставрировать старый кинотеатр в 1,5 раза дороже, чем построить новый. К тому же, в отличие от современного мультиплекса, он может принять гораздо меньше зрителей, ведь в нем, как правило, не больше двух-трех залов. Тем не менее освоение окраин будет продолжаться. По оценкам петербургского Института проблем предпринимательства, наиболее активно будут строиться торговые и развлекательные центры, включающие заметную досуговую составляющую - киномультиплексы, заведения общепита ( "ресторанные дворики") , боулинги и т. п. "Примечательно, что в целом в ряде заявленных на ИТК объектов развлечения являются доминирующей составляющей, а торговля отходит на второй план", - говорит Алексей Шаскольский, руководитель группы оценки недвижимости петербургского Института проблем предпринимательства. По данным городской администрации, больше всего заявок в Инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК) в 2003 г. было подано на строительство спортивных комплексов (43 заявки) , торгово-развлекательных комплексов (20 заявок) , развлекательных комплексов (16 заявок) , аквапарков и бассейнов (четыре заявки). |