28.07.2003  Страховщики полюбили "автогражданку"

   После 1 июля "страховая" активность автолюбителей превысила самые смелые ожидания аналитиков. Мелкие и средние страховые компании не справляются с наплывом клиентов, всего за три недели страхование гражданской ответственности автовладельцев заняло до 60% объема собранных премий.
   По оценкам экспертов Всероссийского союза страховщиков, для того, чтобы финансовая устойчивость компаний не пострадала, доля "автогражданки" не должна превышать 25-30%. Как показывает практика стран, в которых обязательное страхование гражданской ответственности было введено несколько лет назад (Прибалтика и Белоруссия, например), в первые два года компании получали прибыль, а потом этот вид страхования стал приносить убытки. "Каким бы высоким тариф ни казался автолюбителям, он не позволит данному рынку быть безубыточным", — сказала ведущий эксперт центра экономического анализа ОСАО "Россия" Анжела Долгополова.
   Как отмечает президент ВСС Александр Коваль, страховой рынок растет и помимо "автогражданки". Сейчас главное не дискредитировать принципы страхования. А такие попытки, по его мнению, предпринимаются. В этом году в лидерах оказались никому неизвестные компании, в портфелях которых 95-100% средств составляет страхование жизни. Как известно, этот вид очень популярен в налогосберегающих схемах и, если не является долгосрочным (классическим), считается псевдостраховым. Бывает, что в компаниях-однодневках страховые выплаты в пять раз больше, чем объем сбора премий. По словам Александра Коваля, он уже обращался в страховой надзор, где его заверили в скорых проверках сомнительных компаний.
   За первый квартал этого года (свежее, к сожалению, данных пока нет) все члены ВСС собрали 64 млрд рублей премий (48% от всего объема рынка), выплаты составили более 17 млрд (30% от объема рынка). Самые популярные виды страхования — имущественный (63%), личный (54%), страхование ответственности (54%). В этом году, по прогнозам, реальный рост страховых премий составит 25-40%, уставные капиталы компаний увеличатся на 75%, прирост активов — 60-70%, тогда как в прошлом году он достигал 48%.
   Александр Коваль на вопрос, смогут наши компании быть конкурентоспособными по сравнению с западными, ответил, что пока нет. "При вступлении в ВТО мы, конечно, будем защищать свой рынок, — сказал Коваль. — А с другой стороны, если осенью будет принят закон "Об организации страхового дела в РФ", в котором повышены требования к финансовой устойчивости, формированию уставного капитала компаний, то он поможет подъему капитализации. И самое главное — нужна адекватная система налогообложения, чтобы прибыль шла на капитализацию. А у нас компании очень часто прибыль не показывают".