24.07.2003  Ижевск: "Покупатель всегда прав" - считают в лучших магазинах города

   Дайте продавцу процент с продаж, и клиент будет всегда прав - вот принцип лучших ижевских магазинов. Июньское повышение цен на хлеб и скандал с закупочными ценами на молоко - два события, которые дестабилизировали нынче продовольственный рынок республики. И это, конечно, несколько омрачает отчеты Министерства торговли о проделанной работе. Такой отчет по итогам первого полугодия традиционно составляют к празднику - Дню торговли.
   Торжества по этому поводу уже начались. 22 июля награждали магазины, ставшие победителями в конкурсе на лучшее торговое предприятие. Всего их около 20-ти - по три от каждого города. В Ижевске лучшими признали торговый дом "Ижмаш", сеть магазинов "Электротехника в быту" и супермаркет, расположенный на улице 9-ое января. Сами победители утверждают, что в их магазинах принцип "клиент всегда прав" - это не просто слова, а реальность.
   Людмила Бислюк составила собирательный образ современного продавца. Еще не забыт покупателями образ хмурого, раздраженного продавца, работающего под девизом "вас много, а я одна". Но рыночная экономика и конкуренция берут свое, и народ привыкает к приветливому, вежливому обслуживанию и даже к улыбающемуся продавцу. Предполагается, что эти дамы, - а победители конкурса в большинстве своем именно дамы, - олицетворяют продавцов новой формации, для которых клиент всегда прав. "Клиент всегда прав! Это у нас уже в подкорке головного мозга, и мы стараемся к любому клиенту относится должным образом. Да, бывает негатив от общения с клиентом, он уходит, и остается какая-то усталость, но мы понимаем что вот такой человек, может он жизнью обиженный" (Александра Стяжкина - продавец, г.Воткинск).
   Больше половины сегодняшних награжденных - это частные предприятия, малый и средний бизнес. Продавец в частном магазине в редких случаях имеет фиксированный оклад, в основном, он имеет процент с продаж, а значит, заинтересован в том, чтобы покупателю в магазине понравилось. Для этого надо быть как минимум профессионалом, а как максимум психологом. Причем, шутят продавцы иногда даже психологом семейным. "Если глазки потухшие и настроение не то, то наше дело сделать так, чтобы домой в свою обитель она пришла в хорошем настроении, и чтобы у семьи все тоже поднялось" (Галина Поздеева - директор торгового дома "Ижмаш").
   Вот такой подход к торговле заставил покупателей за последние полгода отнести в магазины республики 13 миллиардов рублей, это на 3 миллиарда больше, чем за предыдущее полугодие. А под занавес и, конечно, под шампанское продавцы получили хорошую новость - с 1-го января магазины площадью до 150 квадратов перейдут на единый вмененный доход - это более простая и необременительная схема налогообложения.