26.05.2003 Санкт-Петербург: "Атипичные" лекарства расширяют фармацевтический рынок Номенклатура товаров на рынке БАД расширяется каждый месяц в среднем на 30 наименований. Появляются новые производители. В 2002 году объем розничных продаж биодобавок в Петербурге преодолел планку $11 млн. Это выше уровня 2001 года на 33%. Зато динамика другого сектора аптечного рынка - лекарственного - была отрицательной. Темп роста продаж таблеток, капсул, инъекций и прочих лекарств упал в городе на Неве более чем в 2 раза. Розничная наценка на добавки растет, а на лекарства сокращается - и это основной мотив, заставляющий розницу приниматься за торговлю добавками. Импульсом стремительному развитию рынка БАД послужил сдвиг потребительского спроса в сторону более дешевой отечественной продукции в 1999 году, после кризиса. Тогда российские фармацевтические заводы получили кратковременные конкурентные преимущества. Разработать и внедрить в производство новые лекарственные препараты они не могли из-за нехватки средств. Иное дело - биодобавки к пище. Их разработка и внедрение не требуют высоких затрат и прохождения сложных разрешительных процедур в государственных органах. Воспользовавшись ситуацией, отечественные производители потеснили на рынке иностранных поставщиков и заняли лидирующие позиции. Наибольшим спросом пользуются добавки для снижения веса и очищения организма, для поддержания функций органов пищеварения, общеукрепляющего действия. Наиболее динамично в течение прошлого года увеличивались сегменты ранка БАД для поддержания сердечно-сосудистой системы, для улучшения зрения и для коррекции анемии. Фармацевтическим компаниям выгодно выпускать биодобавки не только потому, что это дешево и относительно просто, но и благодаря либеральным российским законодательством в области оборота и рекламы БАД. Так, лекарства, отпускаемые по рецепту, рекламировать среди потребителей нельзя, а добавки вне зависимости от их назначения можно где угодно.Подавляющая часть рекламы БАД может быть квалифицирована как "недобросовестная", "недостоверная" или "заведомо ложная", поскольку не соответствует информации, содержащейся в регистрационном удостоверении. Из-за слабости законодательства действия недобросовестных рекламодателей, как правило, остаются безнаказанными. Жалобы от населения в Госсанэпиднадзор на биодобавки крайне редки. В общем объеме претензий к пищевым продуктам они составляют менее 5%. И их количество остается стабильным. Прежде всего недовольство вызывают средства, рекомендуемые для похудания и увеличения потенции, на которые потребители возлагают особенно большие надежды. Жалобы на врачей, советующих добавки, практически не поступают. Хотя вовлечение этой категории специалистов не только в продвижение, но и в прямые продажи БАД, что приняло массовый характер, - незаконно. Все это заставило департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) в 2003 году усилить санитарно-эпидемиологический контроль за производством и оборотом БАД.Проведенные в Петербурге в начале 2003 года проверки розничных точек показали, что большинство нарушений связано с ненадлежащей маркировкой БАД: отсутствовали сведения о противопоказаниях, номер и дата государственной регистрации, дата изготовления, название компании-производителя и размещение на этикетках ничем не подкрепленного обозначения "экологически чистый продукт". Также в начале 2003 года МЗ РФ заключило соглашение с Ассоциаций разработчиков и производителей БАД о совместных действиях по регулированию рекламной деятельности и предотвращению попадания на рынок некачественных продуктов.Создание такой ассоциации национального масштаба свидетельствует о назревшей необходимости в упорядочении условий конкуренции на рынке. А также о намерении крупных игроков рынка влиять на законодательный процесс. Под эгидой Ассоциации в Петербурге создан Северо-Западный центр оздоровительного питания. В его задачи входит пропаганда рационального питания среди населения, мониторинг рынка, взаимодействие с контрольными инстанциями. В 2003 году на рынке продаж БАД появилась тенденция замедления роста.Так что конкуренция среди производителей биодобавок усилится. Это подтолкнет процессы саморегуляции рынка в рамках деятельности общественных организаций. |