26.05.2003  Рынок йогуртов далек от насыщения

   В России сейчас только ленивый молочник не вкладывается в производство йогурта. Потребление этого продукта с 1999 года выросло в пять раз – до 1,5 кг в год на душу. Новые продукты и марки возникают постоянно – только за последний год появились питьевые йогурты «Даниссимо» от Danone и «Чудо» от «Вимм-Билль-Данн», а также кисломолочные продукты «Актилайф» от Очаковского молочного завода.
   В 2002 году, по сравнению с предыдущим годом, в девяти крупнейших городах России продажи йогуртов выросли на 31,4% по объему и на 42,4% в денежном выражении. Четыре компании – «Вимм-Билль-Данн», Danone, Campina и Ehrmann – занимают 94% рынка йогуртов. Такая степень концентрации объясняется необходимостью серьезных инвестиций. По словам Натальи Загвоздиной, аналитика компании «Ренессанс Капитал», стоимость одной линии варьируется в пределах $3 млн – $5 млн, и позволить себе подобное оборудование мелкие предприятия просто не могут.
   К наращиванию объемов производителей подталкивает растущий спрос. По словам Павла Смирнова, директора по маркетингу молочного направления «Вимм-Билль-Данн», рынок йогуртов ежегодно растет примерно на 15 – 20%. «Можно говорить о его удвоении в ближайшие 4 – 5 лет, – отмечает Смирнов. – А на Украине рост составляет приблизительно 25 – 30% в год».
   Однако впечатляющий рост потребления может сыграть с производителями злую шутку. Стремление поскорее загрузить новые мощности и окупить инвестиции может привести к ситуации перепроизводства. Тогда вместо увеличения маржи и доходов молочники столкнутся с усилением конкуренции и перераспределением долей. Впрочем, компании «Вимм-Билль-Данн» с ее долей рынка (около 40%) вряд ли что-либо грозит. Она единственная среди лидеров развивает производство йогуртов в регионах. Рынок по стране в целом далек от насыщения – треть потребления йогуртов приходится на Москву.