26.05.2003  Смоленск: Участники Второго международного симпозиума "Развитие алмазно-бриллиантового рынка" выступили за либерализацию рынка и снятие бюрократических ограничений

   Участники Второго международного симпозиума "Развитие алмазно-бриллиантового рынка", прошедшего 22 - 23 мая в Смоленске, приняли итоговый документ, в котором констатируется: современное состояние алмазно-бриллиантового комплекса в России не соответствует его реальному потенциалу, а роль на международном рынке существенно занижена вследствие многочисленных упущений и ошибок, допущенных в переходный период.
   В области добычи и обработки алмазов Россия имеет в своем активе хорошо обученные, высокопрофессиональные кадры, владеющие передовыми технологиями, в том числе информационными, сказано в документе. Есть все возможности для широкого привлечения в алмазно-бриллиантовую отрасль инвестиций - отечественных и иностранных. Однако на пути дальнейшего развития рыночных отношений в отрасли имеются две все еще не преодолимых преграды, два тормоза - несовершенное, нередко противоречивое законодательство и бюрократический произвол.
   Нормальное функционирование национального рынка алмазов, бриллиантов и изделий из них, считают участники, возможно лишь при законодательном закреплении и строгом соблюдении следующих непременных условий:
   - свободная покупка и продажа алмазов, бриллиантов и изделий из них во всех видах и состояниях;
   - наличие широкого круга участников торговли на всех стадиях обращения алмазов, бриллиантов и изделий из них, включая как юридических, так и физических лиц. Государство через свои институты является равноправным с другими участниками субъектом рынка. Доступ на рынок не должен иметь никаких ограничений;
   - свободное формирование цен на алмазы, бриллианты и изделия из них, исходя исключительно из спроса и предложения (не только на национальном, но и мировых рынках);
   - интеграция национального и международного рынка путем свободного ввоза и вывоза алмазов, бриллиантов и изделий из них;
   - финансовая прозрачность всех участников рынка; и ряд других условий.
   Либерализация рыночных отношений по названным выше направлениям, приведение этих отношений в соответствие с международными нормами, отмечается в проекте Итогового документа симпозиума, являются приоритетным направлением дальнейшего развития российского алмазно-бриллиантового комплекса.
   Участники симпозиума подчеркивали, что в последнее время в связи с растущей глобализацией мировой рынок становится все более открытым. Однако здесь имеются и негативные тенденции, в частности связанные с "конфликтными" алмазами, незаконной торговлей бриллиантами, контрафактными и контрабандными ювелирными изделиями, на что справедливо обращает внимание мирового сообщества Организация Объединенных Наций. Особую опасность несет международный терроризм, использующий все возможные каналы для финансирования своих кровавых злодеяний. Либерализация и вхождение в мировой рынок не должны открывать новые возможности для процветания "торговцев смертью", они должны служить повышению благосостояния всех народов.
   Будучи активными сторонниками конкурентоспособной рыночной экономики, участники симпозиума консолидировались с концептуальными положениями Послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию, подчеркивая важность конструктивного делового сотрудничества на мировом цивилизованном рынке со всеми государствами, объединенными Всемирной торговой организацией. Однако при этом они отмечали, что в данном отношении первой по значению международной организацией для России является Содружество Независимых Государств.
   На новом этапе экономической интеграции СНГ, который откроется подписанием в сентябре 2003 года Соглашения о формировании единого экономического пространства, российским участникам алмазно-бриллиантового рынка при решении проблем, связанных с ВТО, важно принимать во внимание особенности не только российского законодательства, но и законодательства всех стран СНГ. С учетом предстоящей гармонизации законодательства стран СНГ под единое экономическое пространство и создания в рамках СНГ единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам необходимо заранее принять меры, чтобы обеспечить согласование интересов производителей и потребителей алмазов, бриллиантов и изделий из них, прежде всего, на общем рынке СНГ.
   Решено обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с рядом предложений по повышению эффективности алмазно-бриллиантового комплекса, для окончательной редакции которых создана Рабочая группа под председательством президент Российского Алмазного Союза В.В.Пискунова.
   Отмечая определенную результативность общественных дискуссий по данной проблематике, прошедших в первой половине 2003 года, участники симпозиума сочли необходимым продолжить обсуждение поднятых вопросов на заседании "круглого стола" в Санкт-Петербурге 19 июня с.г. по теме: "Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в странах СНГ" и Шестой международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" (РДМК-2003), намеченной в Москве на 3-5 ноября 2003 года.