24.07.2003  «Клинская» колбаса станет «общероссийской»

   На прошлой неделе группа компаний «Планета» заявила о том, что намерена превратить популярную марку подмосковного мясокомбината «Клинский» в общенациональный бренд мясной продукции в сегменте «премиум». Успех этой марки среди состоятельных покупателей в московском регионе заставил менеджмент «Планеты» задуматься о «тиражировании» опыта на рынки крупных городов России, где группа контролирует розничные сети.
   Мясокомбинат «Клинский» сегодня является одним из лидеров мясной отрасли Подмосковья и производит около 20 тыс. тонн мясопродуктов в месяц. Продукция «Клинского» позиционируется как высококачественный продукт класса «премиум» и продается в основном в Москве, Московской области и Твери. В дорогом ценовом сегменте «Клинский» входит в тройку лидеров столичного рынка. До конца прошлого года комбинат сохранял статус независимого предприятия, однако в ноябре 2002 года акции комбината с помощью инвестиционной компании «Тройка-Диалог» были куплены группой компаний «Планета», которой владеют акционеры «Сибнефти».
   «Планета» - один из крупнейших игроков на российском продовольственном рынке. Она занимает вторую позицию на российском рынке по объемам производства в сегментах производства мясной и молочной продукции. По выпуску мяса птицы компания входит в тройку лидеров рынка, объединяя 11 предприятий молочной промышленности (в том числе киевский «Галактон», донецкий «Кремез», питерский «Петмол»), 13 мясоперерабатывающих заводов и птицефабрик (в том числе мясокомбинат «Клинский», «Дарья», «Омский бекон»), а также розничные сети («Пятачок», «Эконом-Гастроном»), которые управляют 65 магазинами в Москве и регионах.
   На сегодня продукция «Клинского» - один из немногих удавшихся примеров позиционирования в сегменте «премиум». Основным элементом позиционирования комбината является тот факт, что продукция готовится из парного мяса российского происхождения: в отличие от большинства столичных мясокомбинатов «Клинский» имеет свой убойный цех, позволяющий выпуск продукции из охлажденного, а не замороженного сырья. В те годы, когда по Европе прокатилась череда скандалов, связанных с обнаружением в некоторых странах ЕС ящура и «коровьего бешенства», к любой мясной продукции, произведенной из импортного сырья, отечественный покупатель стал относиться с подозрением. В этой ситуации «Клинский» получил значительные преимущества.
   Теперь, по словам генерального директора группы «Планета» Андрея Бесхмельницкого, продукция под маркой «Клинский» будет производиться и за пределами Московской области: «Мы планируем поддерживать высокое качество «Клинского», выпуская продукцию на своих производственных мощностях на Пермском, Уфимском мясокомбинатах, ряде других предприятий, входящих в наш холдинг». В «Планете» уверены, что эта продукция будет пользоваться спросом в крупных российских городах - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре.
   Эксперты соглашаются, что создание общенациональной марки для предприятий «Планеты» может быть актуальным вопросом. Вместе с тем они подчеркивают, что создание национального бренда и вывод его на рынок - это достаточно дорогой и длительный процесс. Затраты на продвижение могут не оправдать себя, так как в отличие от других сегментов потребительского рынка мясопереработка характеризуется очень большим числом участников. В регионах расположено часто до десяти крупных и средних предприятий, которые сильно конкурируют друг с другом. Эксперты подмечают, что «Планету» может подвести и географическое название бренда. «Едва ли клинская колбаса сможет повторить успех пива «Клинское», которое руководство «Планеты» приводит в качестве примера успешной раскрутки «географической» марки. Число участников на пивном рынке намного меньше, и эффективность рекламных кампаний оказывается более высокой», - говорит один из региональных производителей мясопродуктов.