23.06.2003  Владивосток: аудио- и видеорынок лихорадят проверки

   Почти месяц во Владивостоке продолжается совместная операция милиции и приморского департамента Государственной торговой инспекции по контролю и изъятию из оборота контрафактной аудио-, видеопродукции. Проверяются точки по торговле и прокату аудио, видеокассет и DVD-дисков.
   Проверяющие структуры оценивают ситуацию в этом сегменте потребительского рынка как катастрофическую. По некоторым данным, до 90% всей аудио- и видеопродукции имеет "пиратский" характер. В немалой степени этому способствует низкая покупательская способность населения. При средней цене за лицензионную видеокассету или DVD-диск в 250 и 1000 руб., среднестатистический покупатель в состоянии платить лишь 100 и 300 руб. соответственно. С другой стороны, сами поставщики лицензионного товара не могут найти объяснения столь высокой цене лицензионной продукции. По словам одного продавца, цена лицензионного CD-диска в Китае не превышает 15 юаней (около 60 руб.). В то же время даже контрафактный диск на "пиратской" толкучке у ДКЖД во Владивостоке стоит не меньше ста рублей.
   Многие пункты продаж и проката уже закрылись, а продавцы были вынуждены уйти в отпуск. Склады временного хранения ГТИ и милиции ежедневно пополняются тысячами изъятых кассет и дисков. По мнению самих продавцов пиратской продукции, истинную причину столь глобального "наезда" надо искать в затоваренности данной продукцией московских складов: «Крупные производители поддельных кассет и дисков "откатили" кому надо, после чего по России полетел циркуляр с требованием очистить прилавки для нового контрафакта. Вот и трясут нас». В другом магазине, где произошла выемка кассет и дисков пока лишь для проверки, продавцы также считают, что начинать необходимо с Москвы, поскольку весь контрафакт идет именно оттуда. Владивосток - всего лишь конечное звено длинной "пиратской" цепи.
   По мнению замдиректора компании "Союз-Восток" Александра Чернова, анализ сопроводительной информации на аудио- и видеоносителях показывает, что фирмы, владеющие авторскими правами и выпускающие данную продукцию, сами с трудом представляют или игнорируют требования ГТИ к маркировке. Этим они "подставляют" своих же клиентов, т.е. всех тех, кто торгует их продукцией. Еще одна проблема: товары, выпущенные в предыдущие годы и не проданные. Непонятно, как быть с ними - самому делать наклейки с соответствующими надписями? И будет ли это признано законным?
   Чтобы не страдать от проверок, считает А.Чернов, продавцам надо прежде всего определиться, какую продукцию они собираются реализовывать: настоящую, но дорогую, или поддельную и дешевую? В первом случае главное - выбор поставщика. Это должна быть серьезная фирма, имеющая стаж и репутацию, где всегда можно получить все необходимые документы и консультации. Торговать же контрафактной продукцией придется уже на свой страх и риск. Если фирма уверена в качестве и законном происхождении нашей продукции, все трения, возникающие при проверках, легко устраняются при более глубоком разбирательстве, а сами проверки не так часты и не наносят ущерба бизнесу, хотя и выбивают из привычной колеи.
   Данный вид бизнеса во Владивостоке имеет перспективу, если рынок ориентирован на современные цивилизованные формы торговли. Это предполагает открытие отделов в супермаркетах либо специализированных павильонов или магазинов. Но в этом случае придется распрощаться с дешевой поддельной продукцией, потому что потенциальные клиенты - люди состоятельные и хотят за свои деньги получить товар соответствующего качества. А уровень жизни людей в крае не вселяет особого оптимизма по поводу развития цивилизованного рынка аудио- и видеопродукции.