30.06.2003  Барьер для "ножек Буша" миновали лишь 60% американских поставщиков мяса птицы

   Число американских поставщиков мяса птицы в нашу страну сократится на 40% - таков итог закончившихся недавно проверок птицеферм и хладокомбинатов США российскими ветеринарами. Не все поставщики были отбракованы санитарными работниками: некоторые сами отказались продолжать поставки в Россию после введения новых ветеринарных правил.
   15 сентября 2002 г. Россия после полугодовых переговоров с США ввела новый ветеринарный сертификат, ужесточивший требования к производству и переработке мяса птицы, предназначенного для поставок на российский рынок. До 1 июля все американские птицефабрики и хладокомбинаты, желавшие работать с Россией, должны были пройти ветеринарную проверку.
   С 29 апреля в России начала действовать квота на импорт мяса птицы. На 2003 г. она составила 744 000 т, из которых США выделено 553 500 т, ЕС - 139 900 т, Бразилии - 33 300 т и 17 300 т другим странам-экспортерам. Квотирование импорта мяса продлится четыре года. По данным Минсельхоза США, в 2002 г. в Россию было поставлено 702 126 т американского мяса птицы (включая индейку).
   Как сообщил в пятницу находившийся с визитом в Молдавии министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, в новый список поставщиков мяса птицы из США попали лишь 266 из 464 американских птицефабрик и хладокомбинатов. По словам министра, список компаний США, которым будет позволено с 1 июля отправлять в Россию мясо птицы, составлен по итогам ветеринарной инспекторской проверки, которую представители Минсельхоза закончили в начале июня. Российские ветеринары проверяли соответствие американских птицефабрик нашим санитарно-гигиеническим нормам. Необходимость в этом возникла после подписания Россией и США осенью прошлого года нового ветеринарного сертификата на импорт американского мяса птицы.
   Представители USAPEEC (Совет США по экспорту домашней птицы) в пятницу оказались не готовы официально прокомментировать заявление российского министра, однако, по словам сотрудника этой организации, пожелавшего остаться анонимным, заокеанские птицеводы опасались, что итоги ветеринарной проверки будут более плачевными. Ведь по итогам самой первой проверки американских птицеферм в ноябре прошлого года из 86 предприятий российские ветеринары признали соответствующими новым требованиям лишь 15.
   В этом году российские ветеринары проверили 341 птицефабрику и хладокомбинат США, включая уже проверенные в ноябре, и допустили на российский рынок 266 из них. По данным российского Минсельхоза, еще 123 птицефабрики просто не подали заявки и автоматически лишились права работать с Россией. Сотрудник USAPEEC объясняет отказ птицеводов тем, что введенное в России квотирование импорта мяса птицы сузило возможности сбыта - по словам источника, эти птицефабрики решили усилить активность на внутреннем рынке.
   Участники рынка полагают, что сокращение числа американских поставщиков почти не отразится на объеме импортируемого из США мяса птицы. Как заявил глава московского представительства одного из крупнейших импортеров мяса птицы "Евросервис" Игорь Кофман, не попавшие в список компании не входят в число исторически крупных поставщиков. А по словам представителя одной из американских компаний, среди выбывших из игры есть только один крупный производитель - Perdue Farms, у которой несколько птицефабрик не смогли пройти ветеринарную проверку. В Минсельхозе России также признают, что большинство крупных американских птицефабрик и хладокомбинатов ветеринарную проверку прошли.
   Зато значительно сократить ввоз из США может отмена постранового деления квот на импорт мяса птицы, которую рекомендует консультативный совет по мониторингу импорта мяса в Россию. В этом случае часть американской квоты могла бы оттянуть на себя Бразилия, увеличившая в прошлом году поставки курятины на наш рынок. Но даже если деление по географическому принципу отменят, то птицеводы США почувствуют это не раньше следующего года. По словам Игоря Кофмана, на импорт 575 000 т мяса птицы лицензии уже выданы и неразобранными остались всего 169 000 т. "При этом неизвестно, как эти остатки распределены по странам и кто из стран-экспортеров выиграет от отмены географического распределения на оставшийся объем", - говорит Кофман.