18.07.2003  Грузовики скоро смогут проехать через российско-белорусскую границу без общения с таможенником

   За всю контрабанду, которая при этом сможет попасть в Россию, будет нести ответственность белорусская таможня. На совместной коллегии российского и белорусского Государственных таможенных комитетов Павел Бородин пожаловался таможенникам на приграничные очереди. В ответ таможенники решили уже с августа отменить систему пунктов принятия уведомлений. Именно из-за них приходится задерживаться перевозчикам, действующим в рамках конвенции МДП (международные дорожные перевозки). По конвенции владельцы грузовиков, заплатив страховой взнос ассоциации перевозчиков, получают так называемую "книжку МДП" и могут практически беспрепятственно пересекать границу стран, через которые везут транзитный груз. Но на российско-белорусской границе им приходится показывать российским таможенникам все документы, касающиеся их груза.
   Таможенное оформление на границе России и Белоруссии не производится с момента подписания договора о создании союзного государства в 1995г. Пошлины при перевозе товара через границу тоже не взимаются. Как объяснили в ГТК Белоруссии, с их стороны контроля на границе вообще нет. В российском ГТК существование пунктов принятия уведомлений объясняют большим количеством "нелегального транзита" - то есть случаев, когда товар, за который не были заплачены пошлины (пошлины за транзитные грузы уплачиваются в стране, куда товар должен быть доставлен), просто растворяется внутри России.
   В ГТК не назвали примерных объемов убытка от нелегального ввоза транзитных товаров. Однако известно, что в прошлом году таможня оценивала этот убыток в 60 млн долл. При этом львиная доля этих потерь может быть связана именно с границей союзного государства. Она часто использовалась для беспошлинного провоза товаров в Россию европейскими компаниями, которые при ввозе в Белоруссию платили меньшие пошлины, нежели им пришлось бы платить при въезде в Россию. О том, что при отмене пунктов принятия уведомлений в Россию будет проходить больше "нелегальных" машин, в ГТК не волнуются. По новому соглашению между двумя странами после отмены пунктов контроля будет создана "универсальная схема контроля за перемещением товаров". Главным ее принципом станет ответственность страны за товар, который из нее поступает. То есть за всю контрабанду из Белоруссии будет отвечать белорусская таможня.