16.07.2003  Россия осталась последним крупным рынком, защищенным от генетически измененных продуктов

   Ожесточенная борьба европейских сторонников и противников генетически модифицированных организмов (ГМО) в июле закончилась. Под давлением США Европа сняла мораторий на разработку и использование продуктов с применением ГМО. Следующая на пути генетической революции - Россия. Ученые, которые уже поделились на два противоборствующих лагеря, по большому счету отстаивают интересы бизнеса.
   За последние два месяца защитники трансгенов провели несколько встреч: сначала в мае заседали в Торгово-промышленной палате, потом провели общественные слушания в Доме ученых РАН. Вывод обоих мероприятий был однозначным: если Россия не вольется во всемирное трансгенное движение, то она безнадежно опоздает на "трансгенный" поезд. Чтобы этого не было, надо изменить законы и дать "зеленый свет" разработчикам ГМО.
   Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что ситуация с трансгенами в России вообще нездоровая. По существующему законодательству, которое в основной своей части было принято в 1995-1996 годах, внутри страны можно использовать продукты с применением ГМО, но нельзя разрабатывать собственные ГМ-сорта и выращивать трансгенные растения. Для свободного хождения на российском рынке поставщики должны зарегистрировать свою продукцию: ГМО, применяемые в продуктах питания, - в Минздраве, в кормах - в Минсельхозе. Общую регистрацию выдают в Минпромнауки. Всего за последние три года, по словам руководителя центра "Биоинженерия" РАН Константина Скрябина, было выдано 10 регистрационных свидетельств. По ним разрешено применять в пищевой промышленности определенные виды сои, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы.
   Президент Зернового союза считает, такая ситуация выгодна американцам, основным производителям ГМ-продуктов. "Говорят, что развитие генетически модифицированных продуктов в России лоббируют американцы, но это не так, - утверждает он. - Им надо лоббировать производство ГМО на своей территории, а потом завалить нас готовой продукцией".
   Американцы уже осваивают российский плацдарм. Компания "Монсанто" предоставила центру "Биоинженерия" технологию разработки ГМ-сорта картофеля. Если удастся изменить закон и разрешить промышленное выращивание ГМ-растений, то американцы в последующем за свою технологию будут получать роялти. Часть доходов от этого "Монсанто" могут реинвестировать в российскую генную инженерию. Как считает Аркадий Злочевский, себестоимость зернопроизводства при применении ГМ-семян снижается примерно на 20%, хотя реальный эффект больше, так как мультиплицируется на смежные отрасли.
   Сторонники ГМО называют своими оппонентами производителей средств химзащиты. Ведь они непосредственно пострадают от применения ГМО в растениеводстве - сократится число применяемых препаратов. В начале июля состоялось заседание бюро Отделения защиты растений Российской академии сельскохозяйственных наук, на котором обсуждалось использование трансгенных растений для защиты от вредных организмов. В заседании участвовали члены бюро и, в частности, представители одного крупного отечественного химического концерна, контролирующего более четверти российского рынка химических средств защиты растений.
   Собравшиеся высказывались в том духе, что ГМО - небезопасное изобретение. По словам академика РАСХН Михаила Соколова, самое важное то, что сложно спрогнозировать поведение внедренного гена, отвечающее за устойчивость растения к болезням, вредителям или гербицидам. Завершенные к настоящему моменту исследования не позволяют оценить отдаленные последствия использования ГМ-культур, считает он.
   Судя по всему, об этом же будут говорить ученые, не поддерживающие ГМО, и на своем ближайшем собрании 17 июля. По сведениям "Финансовых Известий", конференция для журналистов, на которой противники трансгенов в очередной раз будут доказывать их опасность для общества, организована по инициативе и на деньги все того же химического концерна.