15.07.2003 Конкуренция идет не только между розничными сетями за покупателя, но и между банками за розничные сети Российские банки нашли замену крупным нефтяным корпорациям, которые переключились на дешевые западные кредиты, отказавшись от услуг отечественных банков. Заменой стали розничные торговые сети. Сбербанк заинтересован в финансировании строительства гипермаркетов в Москве и России. Об этом в понедельник заявил президент Сбербанка Андрей Казьмин. По словам г-на Казьмина, вложения в этот сектор весьма эффективны и способны принести хорошую прибыль. В частности, сейчас банк собирается финансировать строительство транснациональной сети гипермаркетов под маркой «Мосмарт». Андрей Казьмин заявил, что он ожидает сильного всплеска в этом секторе экономики и связанного с ним увеличения спроса на кредиты. Такое мнение банкира идет вразрез с оценками аналитиков о переполненности рынка розничными сетями, зато полностью укладывается в тезис о том, что банки испытывают дефицит крупных заемщиков, которым можно было бы дать денег много и надолго, но по российским ставкам. Сбербанк уже профинансировал один проект строительства гипермаркета «Мосмарт», который открылся в столице в июне. Общая площадь этого центра 16,3 тыс. кв. м. Гипермаркет принадлежит компаниям «Гиперцентр» и «Седьмой континент», которые имеют равные доли. Полностью проект стоил 21 млн долларов. Из них Сбербанк профинансировал 13 млн долларов. «Это первый реализованный проект по строительству гипермаркетов, осуществленный при финансовой поддержке Сбербанка. Для банка он был пилотным, – сказал г-н Казьмин. – Хотя наш банк работает и с другими розничными сетями, в частности с «Пятерочкой» и «Ашаном»». Однако до сих пор банк выдавал розничным сетям краткосрочные кредиты для пополнения оборотных средств. «Как и прежде, кредиты предприятиям розничной торговли составляют 18% в кредитном портфеле банка, но сейчас мы постепенно меняем его структуру, переходя к политике долгосрочного кредитования», – говорит президент Сбербанка. Кредит выдан на срок 5 лет, но, по мнению Андрея Казьмина, этот срок слегка «преувеличен», поскольку построенный центр способен окупиться гораздо быстрее, приблизительно за четыре года. Компания «Гиперцентр» собирается построить целую сеть универмагов под маркой «Мосмарт» в России. «Сейчас в стадии строительства находятся два гипермаркета в Москве, – сообщил председатель совета директоров «Гиперцентра» Михаил Безелянский. – Они будут открыты в начале 2004 года. Кроме того, в 2004 году, помимо этих двух, мы собираемся открыть два гипермаркета в Москве и два – в Санкт-Петербурге. Вообще мы намерены построить национальную сеть гипермаркетов в России, которая будет включать 100 торговых центров с общим оборотом 5 млрд долларов в год». Национальную сеть «Гиперцентр» собирается построить за семь лет, а потом перейдет к строительству транснациональной сети. Михаил Безелянский заявил, что у компании есть планы построить свои гипермаркеты во всех крупных городах Украины, Молдавии и Казахстана. Сбербанк заявил о своем желании участвовать в финансировании строительства национальной сети гипермаркетов. Уже сейчас Сбербанк заявил, что будет финансировать строительство второго объекта «Гиперцентра» на Дмитровском шоссе. Столь пристальный интерес Сбербанка к строительству торговых сетей, в том числе в Москве, идет вразрез с утверждениями аналитиков о переполненности столичного рынка розничными сетями. Впрочем, Андрей Казьмин заявил, что он напротив, ожидает довольно большого всплеска на этом рынке и связанного с ним увеличения потребности в заемных средствах. А Михаил Безелянский назвал мнение аналитиков ошибочным. «Москва – очень большой город, – утверждает он. – Здесь живет и работает 15 млн потребителей. На такое количество людей необходимо как минимум 100 сетей гипермаркетов. У нас их пока порядка десяти». Тем не менее сам же Михаил Безелянский утверждает, что, открывая «Мосмарт» компания ориентировалась на цены «Ашана», которые сейчас самые низкие в Москве. «Мы установили еще более низкие цены», – говорит он. Сам этот факт уже свидетельствует о наличии некоторой конкуренции на рынке розничных торговых сетей. Впрочем, конкуренция идет не только между сетями за покупателя, но и между банками за розничные сети, которым можно дать большой кредит на длительный срок. В частности, генеральный директор девелоперской компании «Гиперцентр-7», занимающейся строительством «Мосмартов», Сергей Будылин сказал, что участвовать в финансировании строительства хотели и «Райффайзенбанк», и Росбанк. «Сбербанк предложил самые выгодные условия», – сказал Сергей Будылин. «Крупные заемщики, в частности нефтяные компании, сейчас не горят желанием брать кредиты по тем ставкам, которые предлагают российские банки, – сказала аналитик «Альфа-Банка» Наталья Орлова. – Поэтому они вынуждены искать новых клиентов, которым можно дать много и надолго». |