11.07.2003  Санкт-Петербург: cтолицы обмениваются розничными сетями

   Розничные операторы стремятся охватить своими торговыми сетями как можно больше российских городов. Вслед за московскими компаниями, на рынок города пошли и региональные. В начале августа калининградский ритейлор "Виктория" (прежде - "МДМ-Виктория") планирует открыть первый петербургский магазин сети "Квартал".
   По словам директора петербургского дивизиона компании и совладельца сети "Квартал" Владимира Кацмана, до конца года планируется открыть в Петербурге три магазина. "Квартал" позиционируется как "магазин возле дома". По словам Кацмана, товарная матрица включает в себя от 3500 до 5000 наименований. "Цены будут конкурентоспособные, но повыше, чем в дискаунтерах", - уточняет Кацман. Дальнейшие планы, по словам менеджера, зависят от того, насколько успешно будут развиваться уже открытые торговые точки.
   Петербург - третий город, в котором открывается эти магазины. В Калининграде "Виктория" управляет сетью, в которую входят 24 магазина "у дома", один центр cash & carry и три супермаркета. В Москве открыто уже 17 магазинов (торговая марка "Дешево"), до конца года их число должно удвоиться. Затраты "Виктории" на три петербургских магазина в компании оценивают в $2 млн.
   Опыт региональных сетей, которые опираются на собственные ресурсы и продвигают жесткий формат, в Петербурге уже есть. Краснодарский оптовик "Тандер", год назад открывший здесь первый магазин "Магнит", сейчас располагает сетью из семи торговых точек.
   По словам Кацмана, "Виктория" не придумывала никакого особого пути для закрепления на петербургском или московском рынке. "Существует нормальный европейский опыт, который говорит, что на 1000 жителей города должно приходиться от 180 кв. м до 300 кв. м торговых площадей. В Петербурге эта цифра меньше в разы, так что город вполне вместит новую торговую сеть, и не одну", - считает Кацман. По данным компании Colliers International, на 1000 жителей в Петербурге сейчас приходится примерно 80 кв. м торговых площадей.
   В отличие от динамичных региональных операторов, известные московские сети пока не очень удачливы в Петербурге. По одному супермаркету в Северной столице открыли пока только "Перекресток" и "Патэрсон". Остальные крупные игроки, сделавшие громкие заявления о выходе на новый рынок, вынуждены были пересмотреть свои планы. Компания "Столичные гастрономы", управляющая сетью "Седьмой континент" и в 2000 г. первой заявившая о начале работы в Петербурге, сменила уже нескольких партнеров. Сначала планировалось, что вывеску "Семерки" по договору франчайзинга получат 16 универсамов - учредителей компании "Петербургторг".
   Затем "Седьмой континент" выступал в качестве соинвестора и якорного арендатора в торгово-развлекательном центре, который строит ЦКБ МТ "Рубин". Однако в начале 2003 г. и этот альянс разрушился. В компании говорят, что произошла коррекция планов. Член совета директоров "Седьмого континента" Владимир Карнаухов в июне заявил, что в регионах компания намерена развивать новый формат - гипермаркеты "РосМарт". По его словам, в Петербурге реализация проекта начнется в этом году, сейчас заканчивается процесс оформления земельного участка. В компании считают, что в Петербурге целесообразнее развивать большие форматы, а не сети супермаркетов. "Небольшая проходимость универсама (2500-3000 человек в сутки) и очереди к кассам могут серьезно повлиять на имидж торговой марки", - объясняет Карнаухов.
   ТД "Перекресток", который изначально планировал строить или покупать объекты в Петербурге, пока сконцентрировался на присутствии в торгово-развлекательных комплексах. До конца 2003 г. супермаркеты сети откроются в ТК "Заневский каскад" у Ладожского вокзала и ТК "БИК" на Сенной площади. Кроме того, идут переговоры об открытии универсамов в Пскове, Сосновом Бору и Выборге. "У нас были определенные административные трудности, но за последний год Петербург в этом отношении сильно изменился - чувствуется большая помощь со стороны местных властей", - считает Никита Пасечник, директор петербургского филиала ТД "Перекресток".
   Компания "Рамэнка" (сеть "Рамстор"), планировавшая открыть первый из трех гипермаркетов к юбилею города, тоже вынуждена была изменить свои планы. Переговоры с городской администрацией о выделении участков затянулись, поэтому к строительству гипермаркета в районе Удельного парка "Рамэнка" приступила только в этом году.
   По словам петербургского представителя "Рамэнки" Кирилла Солина, первый "Рамстор" в Петербурге планируется открыть в 2004 г., а остальные - в 2005 г.