10.07.2003  Кабардино-Балкарская Республика: создается Ассоциация оптовых организаций

   Создается Ассоциация оптовых организаций КБР, объединяющая предприятия разных форм собственности и индивидуальных предпринимателей для управления и координации оптовых товаропотоков в республике.
   Главные цели этой некоммерческой организации - уменьшение доли нелегальной торговли, снижение потребительских цен на рынке и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
   В настоящее время объемы легальной оптовой торговли в республике имеют тенденцию к снижению. По итогам 4 месяцев текущего года оптовый товарооборот составил 488,4 млн руб. и сократился на 20% по отношению к предыдущему периоду прошлого года. Соотношение оптовой и розничной торговли составляет 12,8%, то есть на один рубль опта приходится 8 рублей розницы. В 2002 году это соотношение составляло 21%, в 2001 - 24%, в 2000 - 33%. Подавляющую часть товаров завозят физические лица и мелкие посреднические фирмы с оптовых складов Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Москвы. Именно такие поставки создают предпосылки для процветания теневого оборота в сфере оптовой торговли. А оптовые организации республики бездействуют. Ситуацию можно преломить только консолидированными усилиями оптовых предприятий и государства.
   Объединение финансовых и имущественных ресурсов позволит обеспечить влияние оптовых организаций, сориентированных на цивилизованную, легальную работу на рынке.
   По сведениям Госкомстата КБР, крупными и средними организациями опта в 2002 году продано всего лишь 12 тонн мяса и птицы, или 0,05% объемов потребления в КБР, 23 тонны сахара, или 0,15%, 18 тонн муки, или 0,08%, 19 тонн макарон или 0,44%. Кстати, по муке в республике сейчас наблюдается резкий рост цен, поскольку практически невозможно контролировать этот сегмент рынка и сбивать спекулятивную стоимость завозной муки.
   Что касается алкогольной продукции, от объемов легальной реализации которой в значительной степени зависит исполнение доходной части бюджета, то ситуация такова. За прошлый год пятью предприятиями и организациями, прошедшими аккредитацию на право продажи алкогольной продукции, реализовано водки и ликероводочных изделий 118,6 тыс. дал, или 10,8% от объемов потребления в республике, вина - 74,5 тыс. дал, или 30,5%; коньяка - 0,5 тыс. дал, или 1%; шампанского - 4,1 тыс. дал, или 11%. Остальная часть алкоголя, потребленная внутри республики, реализуется по нелегальным каналам, и на нее не уплачиваются акцизы в бюджеты всех уровней. С учетом новых условий налогообложения и ставок акцизов с января 2003 года потери бюджета КБР из-за теневого оборота алкогольной продукции внути республики составляют 250 млн рублей в год. На право продажи алкогольной продукции в республике аккредитованы лишь ХКБ "Коопкниготорг", ООО "Контрактимпекс", ЗАО "Гермес-Ника", ЗАО "Фудстар", МУП "ТЗБ". Все остальные организации не имеют права осуществлять эту деятельность. Тем не менее спокойно торгуют и отпускают алкоголь в розницу и в общепит.
   Согласно информации Госкомстата КБР, в республике зарегистирована 661 организация оптовой торговли. Минэкономики исследовало деятельность 14 организаций, в том числе 6 акционерных обществ с республиканской долей собственности в уставном капитале и двух государственных унитарных предприятий. В целом по организациям оптовой торговли всех форм собственности среднегодовой товарооборот на 1 квадратный метр составляет 9,1 рубля, на предприятиях с госдолей - 18,3. Однако последнее значение достигнуто благодаря ОАО РКК "Каббалкконтракт", где на 1 кв. метр приходится 54,3 руб. оптового товарооборота. Хотя при этом надо учесть, что большая часть оптового товарооборота по ОАО РКК "Каббалкконтракт" сформирована в 2002 году за счет реализации алкогольной продукции, поставленной ранее в счет расчетов с бюджетом.
   Так что не исключено падение оптовых продаж в 2003 году, если предприятием не будут предприняты меры по освоению новых рынков и видов продукции. По остальным пяти АО с госдолей участия среднегодовой товарооборот в расчете на кв. метр - 60 копеек. Причина - из имеющихся 12,1 тыс. кв. м около 9,2 тыс.
   (76%) сданы в аренду мелким посредническим фирмам и предпринимателям. По двум ГУП этот показатель составил 6,1, по двум МУП Нальчика - 2,2 руб, на оптовых базах системы "Каббалкреспотребсоюза" - 3,1. При этом на одном частном предприятии, осуществляющем оптовую деятельность в арендованных помещениях, объем товарооборота составил 400 рублей на квадратный метр. И достигнут такой показатель за счет реализации относительно недорогих продуктов питания: соли, макаронных и крупяных изделий, сахара, чая, кофе при отсутствии в ассортименте табачной и алкогольной продукции.
   Среди задач ассоциации - создание межрегионального оптовыго рынка либо на базе имеющихся ("Дубки", "Аруан"), либо на базе пустующих имущественных комплексов. Нужно усилить влияние государства и муниципалитетов на всех рынках республики. Этого можно добиться, передав земли, под которыми размещаются рынки, в их уставной капитал, но не путем продажи или передачи ее в аренду. Доли государства в уставных фондах рынков целесообразно передать в доверительное управление ассоциации. Если государство в лице органов исполнительной власти КБР и местных администраций намерено сохранить свое присутствие и влияние на оптовом рынке, то оно должно принять принципиально важные решения по вопросам закупок товаров и услуг для госнужд.
   В республике на ГУП "Плодоовощ" сохранен уникальный холодильный комплекс емкостью 6500 тонн, мощности которого не загружены и на 10 часть.
   Вместе с тем бюджетные учреждения закупают лук, картофель, морковь на рынке по завышенным ценам у лиц, не платящих налоги в бюджет. Все это способствует процветанию коррупции, неоправданному увеличению бюджетных расходов.
   Такой же пример можно привести по ОАО "Каббалктекстильторг", которое может поставлять мягкий инвентарь, белье по ценам гораздо ниже тех, что проходят сейчас по бухгалтерии бюджетных организаций. И тем не менее предприятие не имеет контрактов в бюджетной сфере.
   Одно из намерений ассоциации - добиться формирования единого госзаказа на плодоовощную продукцию, продукты питания, мягкий инвентарь. Если госучреждения перестанут покупать продукцию по завышенным ценам, торгующие на рынке также будут вынуждены их снижать. И нужно, чтобы по условиям конкурса на размещение этого заказа на него могли реально претендовать предприятия-участники ассоциации, у которых есть холодильники, склады, налаженные связи с поставщиками, возможность осуществлять поставки крупных партий товара и за счет этого держать минимальные цены на своем сегменте рынка и сбивать цены на других сегментах. Не менее важно стимулировать деятельность ассоциации и предприятий, входящих в нее, путем компенсации части процентных расходов по кредитам, привлеченным на цели развития оптовой торговли республики.