10.07.2003  Пермская область: медицинские страховые компании находятся на грани судебной войны

   Рост напряженности в отношениях между медицинскими страховыми компаниями объясняется стартовавшим процессом проведения конкурсов на размещение муниципальных заказов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Пермская область стала одним из первых регионов в России, который решился на столь масштабный эксперимент. В отсутствие опыта, с одной стороны, и желания менять правила игры, с другой, процесс с самого начала приобрел весьма проблематичный характер.
   Многие страховщики без особого энтузиазма относятся к муниципальным конкурсам,считая их лишь формальностью, которая усложняет их работу. Чиновники же уверены в том, что конкурсная практика поможет более эффективно использовать бюджетные средства и повышать конкуренцию на рынке. Главные участники процесса - муниципалитеты - в большинстве своем предпочитают не торопиться с проведением конкурсов. Однако требования федерального законодательства со временем придется выполнить всем.
   Главную причину складывающейся кризисной ситуации можно было обозначить набившим оскомину выражением - несовершенство действующего законодательства. С точки зрения рыночной экономики конкурсное размещение средств муниципальных бюджетов можно только приветствовать, ведь цель благая - экономия и эффективное расходование бюджетных средств, сужение поля для коррупционных маневров. Однако на практике ситуация складывается очень непростая. В Пермской области сегодня действует своя, особая модель финансирования лечебных учреждений за счет средств ОМС. Больничные счета оплачиваются не страховыми компаниями, в которых застрахованы жители области, а Пермским областным фондом обязательного медицинского страхования. Согласно закону Пермской области "О бюджете Пермского областного фонда ОМС на 2003 год" норматив расходов на ведение дела для страховщиков установлен в 2003 году в размере 1,65% от объема средств, направленных на выполнение территориальной программы ОМС. Таким образом, об экономии бюджетных средств, которая может быть достигнута путем проведения конкурсов, здесь речи не идет, поскольку эти небольшие суммы утверждены областным законодательством в качестве фиксированного норматива.
   Cам порядок проведения конкурсов вызывает у страховщиков много вопросов. Каждый муниципалитет сегодня фактически имеет право устанавливать свои правила игры, и, по мнению страховщиков, это самая главная проблема начавшегося процесса. Критики нововведений считают, что в отсутствие единой нормативной базы в конкурсной документации появляются критерии, которые позволяют ставить результаты конкурсов под сомнение.
   Критерий "обязательное наличие филиала страховой компании на территории муниципального образования" с присуждением максимально возможного балла изначально ограничивает количество участников конкурса - в нем могут принять участие только те, кто работает на территории муниципалитета. В качестве критерия также принимается "наличие аудиторского заключения", хотя известно, что оно входит в обязательную отчетность любой страховой компании и факт его наличия никак не указывает на конкурентные преимущества страховщика. Как говорят сами страховщики, "самостийные" критерии, которые принимаются муниципалитетами, - это просто еще один способ разместить заказ у "своей" страховой компании.
   На сегодня проведено уже пять открытых конкурсов: в Чусовом, Краснокамске, Пермском, Бардымском и Кишертском районах. Информация по ним публикуется в основном в районной печати, и это по большому счету способствует искусственной информационной закрытости процесса. Критики процесса считают, что Прикамское управление МАП РФ не требует с организаторов конкурсов их освещения в областных СМИ. Но МАП может лишь рекомендовать муниципалам, каким способом им освещать конкурсы, и такие рекомендации уже поступили во все органы местного самоуправления. Кто-то пользуется этими советами, а кто-то - нет.
   По мнению ряда экспертов, анализ итогов проведенных конкурсов показывает, что в них участвуют одни и те же две-три страховые компании. В связи с этим заявление руководства Прикамского ТУ МАП РФ о необходимости ликвидации олигополистического сговора на рынке страховщиков Пермской области путем проведения конкурсов пока что выглядит только декларацией. По мнению многих участников рынка, ситуация на практике выглядит с точностью до наоборот: олигополия с помощью практики "странных конкурсов" только укрепляется.
   В Прикамском управлении МАП с этим не согласны. Светлана Левченко, руководитель территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, считает: «Практика размещения муниципальных заказов на обязательное медицинское страхование населения только начала реализовываться в нашем регионе, и делать далеко идущие выводы по поводу ее результатов еще рано. Мы в течение полугода готовились к началу конкурсов, вместе с главным федеральным инспектором по Пермской области Николаем Фадеевым проводили различные совещания и консультации со всеми участниками рынка, представителями муниципальных образований. конкурсы. И от представителей муниципалитетов я уже слышала мнения о том, что договоры заключены на более привлекательных условиях, нежели предыдущие. Я убеждена, что именно конкурсная система со временем позволит сделать рынок медицинских страховых услуг региона более конкурентным и устранить олигополию нескольких игроков. Только конкурсная система может заставить компании следить за тем, чтобы качество услуг повышалась. Сегодня мы только создаем для этого условия».
   Тем временем страховые медицинские компании региона готовятся к череде судебных процессов.