30.06.2003  В России введут хлебные талоны

   Москва — самый нехлебный регион. Запас зерна на мукомольных и перерабатывающих предприятиях города на сегодняшний день снизился почти наполовину по сравнению с прошлым годом. Это самый низкий показатель в России, отсюда и рост цен на хлеб. Впрочем, этот процесс давно уже принял характер неуправляемой общероссийской эпидемии. Настолько неуправляемой, что руководители АПК обратились в правительство с просьбой продать зерно (и муку) крупным хлебопекам из госрезерва по фиксированным ценам.   Любопытно, что больше всего главный продукт подорожал в регионах, традиционно считавшихся хлебными: на юге России и в Черноземье. То есть именно там, где выращивается продовольственное зерно и откуда в прошлом году больше всего экспортировали пшеницы. В итоге пострадали наиболее промышленно развитые регионы — главные потребители зерна в стране. Но взлетевшие цены на хлеб — это еще цветочки. Не исключено, что уже в ближайшие месяцы в среднем на 20% подорожают молоко и мясо. Дело в том, что из-за неблагоприятных погодных условий погибла треть озимых (на юге почти половина). Это значит, что пострадают производители мяса и молока, так как автоматически вырастут цены на комбикорма.
   Рекордные урожаи, по-видимому, остались в прошлом. Данные нынешнего года не радуют: потребность страны в зерне оценивается в 79 млн. тонн, а виды на урожай всего в 62—67 млн. Деваться некуда — придется закупать еще как минимум 10 млн. тонн. А это почти столько же, сколько мы продали за границу в прошлом сезоне. Денег в бюджете, как водится, на эти цели не предусмотрено.
   Становится понятно, почему появились слухи о введении хлебных карточек. Безусловно, это всего лишь выдумка, хотя и очень точно отражающая наше ныне тяжелое положение. Фактически Россия проигрывает очередную ключевую схватку. Мы уже отдали китайцам свой непродовольственный рынок, фактически уничтожили собственное крупное производство, превратившись в сырьевой придаток третьих стран. Но аграрный сектор пока еще остается ключевой отраслью. И будет обидно, если в столице страны, "экспортирующей зерно", все-таки введут талоны на хлеб.